14.04.05

SCM: как укрепить слабые звенья в цепочках поставок

После непродолжительного спада рынок систем управления поставками (Supply Chain Management - SCM) вновь начал расти. Только в России за прошедший год было внедрено несколько десятков решений этого класса. Тем не менее, использование SCM-систем сопряжено с определенными трудностями, такими, как закрытость дилеров и высокие затраты на логистику для малых партий.

SCM-системы по праву относятся к классу корпоративных информационных систем, наряду с ERP- и CRM-решениями. Более того, многие современные ERP-решения имеют встроенный модуль для управления цепочками поставок. В связи с этим нередко возникают споры касательно места SCM-системы в информационной инфраструктуре предприятия. Должна ли SCM-система быть внешней (по отношению к поставщику ERP-решения) и лишь потом интегрироваться в имеющуюся на предприятии ERP-систему, либо лучшим вариантом является SCM-модуль, поставляемый вместе с ERP-решением? Вопрос непростой, так как каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы.

Очевидно, что при наличии встроенного в ERP-систему SCM-модуля заказчику не придется нести дополнительные расходы, связанные с решением интеграционных задач. Стоит отметить, что решение подобного рода трудностей, по оценкам экспертов, является одной из наиболее затратных статей (подразумевается, что интегрируются SCM- и ERP-системы разных производителей), и весьма непростой задачей для ИТ-отдела.

Вместе с тем, SCM-система от компании, специализирующейся на решениях этого класса, обладает существенно большей функциональностью и гибкостью настройки, нежели от производителя ERP-системы со своим SCM-модулем. Действительно, решения по оптимизации цепочек поставок от поставщика комплексного продукта по управлению ресурсами предприятия имеют ограниченный функциональный набор, связанный с тиражируемостью решения и отсутствием отраслевой экспертизы.

Стоит отметить, что многие аналитики считают наличие отраслевых решений одним из ключевых факторов при выборе поставщика системы и системного интегратора. Положительная отраслевая практика позволяет максимально оптимизировать SCM-решение под нужды конкретного бизнеса. Кроме этого, в пользу внешнего поставщика SCM-решения можно отнести тот факт, что в последнее время все больше систем управления цепочками поставок имеют средства для интеграции с наиболее крупными и известными ERP-системами. В то же время нередки случаи, когда крупный поставщик ERP покупает производителя SCM-решений и интегрирует его продукты в свою систему.

Несмотря на всю сложность интеграционных задач, SCM- и ERP-системы от разных поставщиков часто используются в рамках единой информационной среды предприятия. Так, 70% мировых внедрений одного из крупнейших в мире производителей SCM-систем компании i2 интегрированы с решениями SAP, еще 10% с программными продуктами Oracle. Также есть примеры интеграции с системами от J.D. Edwards и ряда других поставщиков ERP. В России большую ценность приобретает опыт интеграции SCM-систем с решениями 1С .

Хотя в последние годы общий уровень грамотности в сфере информационных технологий явно возрос, системы управления поставками нередко путают с системами планирования ресурсов. Для этого есть определенные предпосылки: как SCM-, так и ERP-системы ориентированы в конечном итоге на повышение эффективности бизнеса и снижение издержек. Тем не менее, грамотная организация снабжения и поставок, несмотря на всю сложность задачи и возникающие проблемы, всего лишь часть оптимизации бизнес-процессов. Вместе с тем, эффективное управление поставками и снабжением невозможно без правильного планирования всех других ресурсов компании.

Ключевым вопросом для многих компаний является необходимость SCM-решения как такового. Действительно, каким предприятиям и когда стоит внедрять SCM-систему? Многие эксперты считают, что в подобных решениях нуждаются лишь крупные компании с разветвленной сетью дистрибуции, например, розничные торговые сети, транспортные компании и т.д. Тем не менее, нередко внедрение определенных модулей SCM-систем позволяет даже небольшим компаниям более грамотно и эффективно организовать работу. Известны случаи внедрения SCM-модулей даже в интернет-магазине (использовалось решение для распределенного планирования ресурсов).

Впрочем, действительно комплексным SCM-решением, реализующим как операционные, так и тактические функции по управлению цепочками поставок в полном объеме, не обладает практически ни одна компания в мире, не говоря уже о российском рынке. В большинстве случаев SCM-система применяется для снабжения и работы с поставщиками. Часто используются также дополнительные программные решения для управления складами WMS-системы (Warehouse Management System).

По мнению экспертов, SCM-системы необходимы тем компаниям, в бизнесе которых затраты на работу с поставщиками и дистрибьюторами вносят существенный вклад в себестоимость отгружаемой продукции, которая существенным образом зависит от отраслевой принадлежности компании. В последние годы максимальное количество внедрений SCM-решений приходится на тяжелую промышленность (металлургия) и розничные торговые сети. Кроме того, существенную долю потребителей SCM-систем составляют дистрибьюторские компании.

Примечательно, что в каждой отрасли рынка существуют свои ключевые поставщики SCM-систем. Этот факт еще раз подтверждает мнение, что наличие отраслевых решений у поставщика и/или интегратора является существенным плюсом. Так, например, в строительной промышленности наиболее известны Ariba (решение Buyer) и CommerceOne (программный пакет CommerceOne SRM), а в области снабжения лучших результатов, по оценкам Forrester Research, добились Clarus (решение eProcurement), i2 (RightWorks), iPlanet (BuyerXpert) и MRO Software (Maximo Buyer).

Российский рынок SCM-решений легко разделить на два лагеря: локализованные решения известных иностранных производителей и отечественные разработки. Стоит отметить, что большинство локализованных решений входят в состав одной из нескольких широко используемых в России ERP-систем, например, в Microsoft Axapta. Также применяются SCM-модули системы Renaissance.

Впрочем, интеграция SCM-системы в ERP-решение широко используется и в отечественных разработках. Так, в системы 1С , Босс корпорация , БЭСТ-предприятие , Галактика , Парус включены дополнительные программные решения для управления цепочками поставок. Среди российских разработчиков специализированных SCM-систем можно выделить Алгоритм АКС , ДатаКрат , ИВС , Сервис Плюс и др.

По данным аналитической компании ARC Advisory Group, мировой рынок SCM-систем будет расти до 2008 года и достигнет к этому времени объема в $7,4 млрд. Средние темпы роста составят 7,4% в год. Для сравнения, в 2003 году рынок систем управления поставками оценивался в $5,1 млрд.

Не все так просто

Несмотря на заверения поставщиков о необходимости внедрения SCM-систем и существенной экономической отдаче, на пути развертывания полноценного решения и его эффективного использования стоит немало трудностей. Стоимость SCM-системы известного производителя достаточно высока и в зависимости от сложности проекта внедрения может достигать, по оценкам экспертов, стоимости средней ERP-системы.

Помимо неблагоприятного ценового фактора, стоит отметить, что до сих пор не существует эффективной системы доставки мелких грузов. В связи с этим, у компаний (особенно работающих в сфере электронной коммерции) возникают неоправданно высокие затраты на организацию логистики для маленьких партий товара.

Другой немаловажной причиной, серьезно затрудняющей полноценную реализацию SCM-системы, является закрытость дилеров. Для эффективного использования SCM-решения необходимо, чтобы дилеры вели всю текущую операционную деятельность в общей корпоративной системе головной компании-дистрибьютора. Многие эксперты называют эту проблему одним из ключевых факторов замедления развития этого сектора ИТ-рынка. Дело в том, что при предоставлении результатов операционной деятельности (по сути, информации о продажах) SCM-система автоматически формирует кредиторскую задолженность дилера перед компанией-дистрибьютором. Таким образом, у дилера сразу же исчезает потенциальная возможность использования кредита в соответствии с собственными соображениями.

Существует целый ряд более мелких проблем, так или иначе затрудняющих эффективное развертывание SCM-решения на предприятии: запаздывание счетов, различные принципы расчета тарифов и т.д. Тем не менее, грамотное управление цепочками поставок для многих компаний является ключевым фактором, и поэтому количество внедрений SCM-систем в мире неизменно растет. Стоит отметить, что такие иностранные гиганты, как Wal-Mart и Procter&Gamble, стали использовать SCM-технологии еще в конце 80-х годов прошлого века.

В отношении автоматизации управления поставками отечественный рынок не стал исключением. В прошедшем году в России было внедрено несколько десятков решений класса SCM. Подобные системы использовали у себя такие крупные розничные торговые сети, как Пятерочка и Перекресток .

SCM-решения позволяют лучше удовлетворить спрос на продукцию предприятия, а также снизить затраты на логистику. По оценкам экспертов, грамотно реализованная SCM-система способствует снижению издержек на закупки и хранение на складе на 5-35%, уменьшению стоимости и времени обработки заказа - на 20-40% и увеличению прибыли - на 5-15%.

Сергей Игнатов / CNews 14.04.05