09.03.10

Сегмент контейнерных перевозок в условиях отечественного рынка

Сегмент контейнерных перевозок в условиях отечественного рынка транспортировки грузов гораздо меньше, чем можно было бы предположить, учитывая спрос на подобные услуги в этом направлении.

Контейнерные грузоперевозки занимают значительный сегмент в мировом товарообороте, но рынок нашей страны в этом отношении значительно уступает странам Евросоюза, Северной и даже Латинской Америки, а между тем контейнерные перевозки способны обеспечивать сохранность практически любого товара, будь то шариковые ручки Parker или автомобили, на всем пути следования.

Казалось бы, идея транспортировки грузов в металлических коробах лежит на поверхности, но подобный способ начал постепенно входить в практику транспортных компаний лишь во второй половине прошлого столетия. По-настоящему удобными и универсальными контейнерные перевозки стали после того, как в 80-х годах ХХ века крупнейшие транспортные развязки мира обзавелись соответствующими объектами инфраструктуры, которые позволяли осуществлять обработку любых грузов, доставленных в контейнерах конвейерным методом, - от швейцарских часов Omega до бананов из Эквадора.

Сегодня стандартные контейнеры представляют собой гигантские стальные коробы длиной 6 или 12 метров. Внутреннее пространство в них может быть дополнено разнообразными системами крепления грузов - в зависимости от хрупкости товара и потребности заказчика. Конструкция контейнеров освобождает логистические компании от необходимости сооружения специализированных складских помещений, поскольку сам металлический короб обеспечивает надежную защиту любого груза, даже элитных хронометров от швейцарских мастеров Buben&Zorweg или Tissot.

Для работы со сборными грузами, вероятно, еще долгое время не будет более удобной формы, чем контейнер. Малогабаритные товары в аккумулирующих складах упаковываются в коробы, и сформированные партии уходят по назначению. Стандартизация контейнеров позволяет с одинаковой эффективностью транспортировать их практически любым видом транспорта, что очень удобно, если необходимо организовывать многомодальные международные перевозки. Груз помещается в короб, створки опечатываются, и огромный контейнер отправляется адресату, как обычная почтовая посылка, при этом можно быть уверенным в сохранности груза, который не будет выниматься из короба до тех пор, пока не достигнет пункта назначения.

Естественно, для разных категорий товаров созданы контейнеры с различными модификациями. Для скоропортящихся пищевых продуктов существует рефрижераторный контейнер, для товаров с особыми условиями хранения можно заказать герметичный или, наоборот, вентилируемый короб. Габаритные товары удобнее грузить в контейнеры, которые могут открываться сверху. Также существуют специальные ящики для жидкостей и насыпных веществ.

Многие мировые транспортно-логистические компании осуществляют свою деятельность только с грузами, упакованными в контейнеры, - подобные тенденции ведут к тому, что доля контейнерных перевозок с каждым годом увеличивается за счет остальных сегментов. К сожалению, российский рынок транспортных услуг очень отстает от мировой практики использования этих видов упаковок. Львиная доля отечественных контейнерных перевозок связана с импортом или экспортом, доля внутреннего российского контейнерного товарооборота составляет менее 5 процентов. По оценкам экспертов, в ближайшие пять-семь лет доля внутрироссийских контейнерных перевозок увеличится в 10 раз, в большей степени за счет речного и морского судоходства. Железнодорожные транспортировки, учитывая то, что Россия - вторая страна в мире по протяженности рельсовых транспортных коридоров, осуществляют менее одного процента контейнерных внутренних перевозок. Тем не менее сегмент авиационных контейнерных грузовых доставок обеспечивает необходимый товарооборот в странах Средней и Юго-Восточной Азии.

ИА "Транспорт сегодня"; 09.03.10