10.08.10

Сергей Ясонов: "Открытие границы привело к ее закрытию"

Таможенный кодекс Таможенного союза, в который вошли Россия, Казахстан и Белоруссия, юридически вступил в силу 1 июля. В СМИ за это время уже появилась серия публикаций, суть которых сводится к тому, что даже со вступлением кодекса Таможенный союз остается пока недееспособной структурой и на таможенных постах сейчас творится бардак. А таможенные брокеры одного из регионов разместили в Интернете приказ, якобы подписанный руководителем Российской таможни. Документ провозглашает: "День 1 июля и следующие за ним считать праздничными нерабочими днями и присвоить празднику название "День зеленого кодекса".

Сергей Ясонов, руководитель "Регионального таможенного центра", изложил собственную точку зрения на происходящее и рассказал об основных изменениях, которые участникам внешнеэкономической деятельности принесло вступление в силу Таможенного кодекса.

— Сергей Анатольевич, можете прокомментировать появление псевдоприказа руководителя Российской таможни?

— Полагаю, это профессиональная шутка брокеров, недовольных сложившейся ситуацией.

Таможенный союз можно активно критиковать, а можно относиться к происходящему спокойно и адекватно. Но факт остается фактом: в таможенных взаимоотношениях трех государств идет серьезный переходный период со всеми вытекающими из этого последствиями.

— Сейчас есть разные отзывы о текущей ситуации на таможенной границе с Казахстаном. Кто-то говорит, что ничего не изменилось, в то же время в СМИ прошло сообщение о фактической парализации постов на Дальнем Востоке. Там скорость прохождения грузов снизилась в четыре раза.

— Разные категории участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) получили разные последствия. Больше всего повезло тем, кто вывозил из России товар местного происхождения, а ввозил продукцию, произведенную в Казахстане. В отношении этих товаров сейчас в основном отсутствует таможенное оформление. На практике это происходит так: на границе предъявляются сертификат, подтверждающий страну происхождения товара, и сопроводительные документы. И товар уходит к получателю.

Вторая категория участников ВЭД — это те, для кого со вступлением в силу Таможенного кодекса вообще ничего не изменилось. Как отправляли они в Казахстан, например, пиломатериал по грузовым таможенным декларациям, так и отправляют. Существует постановление правительства, которое определяет список товаров, в отношении которых установлены ввозные пошлины. Причем даже при ставке 0% считается, что в отношении товара пошлина установлена. Хотя ходят слухи, что и такие товары скоро не надо будет оформлять.

Есть и третья категория участников ВЭД. В нее входят те, кто перевозит из России в Казахстан и наоборот иностранные товары. И сейчас возникли сложности. С точки зрения Таможенного кодекса такие товары не подлежат таможенному оформлению при условии, что они растаможены по единым ставкам Таможенного союза и/или не ниже, чем в Российской Федерации, с соблюдением тех же запретов и ограничений, что и в России. Но на данный момент возможности подтвердить растаможку нет. Так, например, при ввозе в Россию из Казахстана китайских товаров, оформленных в Казахстане, нет возможности предоставить российским таможенникам оригинал таможенной декларации, так как она относится к первичным бухгалтерским документам и должна храниться в бухгалтерии казахстанского импортера. Но даже если вам чудом удастся предоставить такую декларацию, то еще придется доказать, что ваш товар и товар, указанный в такой декларации, идентичны. То есть "открытие границы" в данном случае привело к ее закрытию.

Сейчас я говорил о проблемах на российской территории. Но есть еще проблемные моменты в Казахстане и Белоруссии. Грубо говоря, продукции могут дать выйти за пределы России, а вот войти на территорию соседней республики — не факт. И существует риск, что вагон встанет на границе и никуда дальше не пойдет. Причина в том, что в ряде случаев до сих пор нет понимания того, как направить тот или иной товар в Казахстан, и неизвестно, как на его оформление отреагируют местные таможенники. Получается так, что российским лицам и сейчас необходимо знать тонкости требований казахстанской таможни.

— А как же единые таможенные правила, установленные для трех государств?

— Во-первых, на таможенных постах пока зачастую происходит вольная интерпретация этих правил. Во-вторых, вместе с Таможенным кодексом планировалось принять закон "О таможенном регулировании". Но принять его не успели, и в лучшем случае это произойдет в сентябре. Так что сейчас действуют и новый кодекс, и некоторые старые нормативные акты. Разобраться в хитросплетениях порой бывает сложно даже специалистам. Не зря в настоящее время открыты "горячие линии" по вопросам таможенного оформления. Но что такое "горячая линия"? Это мнение одного специалиста по какому-то частному вопросу. И оно может отличаться от мнения инспектора, который будет принимать конкретное решение на границе.

Этот и другие факторы привели к тому, что в июле объемы поставок товаров в Казахстан через российскую границу существенно сократились. На настоящем этапе мы с целью снижения рисков "зависания" продукции на границе просим наших контрагентов, чтобы они уточняли по каждой партии, какие именно документы потребуются на казахстанской таможне.

Теперь что касается отправки товара транзитом через Казахстан. В данном случае нужно подтверждать факт вывоза товара. Но не урегулирован вопрос, кто и как это должен делать — российская таможня или казахстанская? В какой таможенный орган обращаться российскому экспортеру? В какие сроки будет происходить оформление? Это очень важно, потому что сроки подтверждения нулевой ставки НДС ограничены законом.

Уточню, что с Белоруссией ситуация сейчас проще. Потому что система ввоза и вывоза товаров без таможенного оформления и по нулевой ставке НДС действует уже много лет.

— Заявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия начали работать в рамках унифицированного таможенного законодательства. Но банковское, гражданское и административное право в этих странах осталось национальным. Это может создать проблемы участникам ВЭД?

— Нет. Нормы казахстанского гражданского права, например, давно схожи с российскими. Что касается административного законодательства, то разными могут быть лишь размеры штрафов.

— Срок оплаты пошлины увеличен с 15 дней до четырех месяцев. Насколько важно это для участников внешнеэкономической деятельности?

— В принципе, и раньше, продлив срок подачи декларации на товар, находящийся на временном хранении, можно было продлить срок уплаты таможенных платежей. Другое дело, что материальная выгода от переноса даты платежа никогда не будет больше суммы, которую вы отдадите за хранение товара на таможенном складе.

— 1 июля в рамках Таможенного союза вступило в силу соглашение по санитарным нормам.

— Да, и с этого дня фактически никто не может сказать однозначно, какие документы нужны на конкретные виды товаров и сколько времени они будут оформляться. Раньше же участники ВЭД получали в Роспотребнадзоре санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию и всем все было понятно.

Вопросов, безусловно, много. Однако еще раз подчеркну, что введение Таможенного кодекса — это революционное изменение. То, что сотрудник Роспотребнадзора или таможни до 1 июля четко понимал и делал с закрытыми глазами, сейчас согласовывается с вышестоящими органами. Вплоть до того, какой документ является действующим, а какой — нет. Но рано или поздно все технические нюансы будут отработаны.

— Запланировано, что с 1 июля 2011 года будут полностью ликвидированы таможенные посты. Насколько реальным это выглядит сейчас?

— Этот вопрос не ко мне, а к президенту и к правительству страны. Вообще, эксперты прогнозировали, что введение Таможенного кодекса будет отложено из-за отсутствия необходимой нормативной базы. Потому что тот же закон "О таможенном регулировании" был внесен в Госдуму только в начале июля этого года.

Кстати, в этом законопроекте есть очень интересные нюансы. Например, за нарушение какого-либо срока, установленного Таможенным кодексом, начальник таможенного поста первый раз получит взыскание, а во второй его будет положено уволить. Это очень жесткая норма.

Таможенный кодекс внес коррективы в порядок ввоза товаров физическими лицами. В том числе алкогольных напитков. Это существенные изменения?

— Важным оказалось введение новых правил для лиц, которые получали из Китая достаточно большими партиями товары для ремонта собственных домов и квартир. Это керамическая плитка, ламинат, сантехника и т. д. Сейчас появилось разделение таких товаров на делимые и неделимые. Делимые — это товар весом меньше 35 кг, а неделимые — больше 35 кг. К неделимым товарам применяются прежние правила — они оформляются по ставкам юридических лиц. А на делимые установлена ставка 30%, но не менее 4 евро за 1 кг. Это означает, что, допустим, за керамическую плитку, квадратный метр которой весит 10 кг, платеж ставит 40 евро.

Что мы знаем о "РТЦ"

"Региональный таможенный центр" ("РТЦ") стал первой барнаульской частной организацией, получившей статус таможенного брокера. В 2004 году был включен в федеральный реестр таможенных брокеров. Входит в Национальную ассоциацию таможенных брокеров. "РТЦ" оказывает консультации по внешнеэкономической деятельности, по комплексному таможенному оформлению товаров, транспортной логистике и т. д. Имеет рекомендательные письма компаний "Алейскзернопродукт", "Аско-Мед-Плюс", "Нестле Фуд", "Барнаульский пивоваренный завод".

Алтапресс; 10.08.10