02.11.17

Сервисы новые, болячки старые

В последнее время ФТС России и региональные таможенные управления стараются активнее продвигать информационный сервис «Лицевой счет», который, как поясняют в ведомстве, «позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) оптимизировать их работу с таможенными органами, сделав ее более удобной и эффективной».

Поэтому для многих представителей деловых кругов стало большой неожиданностью появившееся недавно сообщение, что Комплекс программных средств (КПС) «Лицевые счета» устарел – именно поэтому в его работе постоянно возникают различного рода нештатные ситуации. Показательно, что озвучено это было самой таможенной службой, причем не где-нибудь, а на последнем заседании коллегии ФТС России. Среди прочего на нем обсуждались вопросы учета таможенных и иных платежей, которые администрируются таможенными органами.

Как стало известно, собравшимся было сообщено, что до конца текущего года таможенники собираются перевести сервис «Лицевые счета» на новое серверное оборудование и создать некий единый централизованный справочник участников ВЭД. В ходе обсуждения нынешнего состояния программных средств, которые используются службой, говорилось о том, как в перспективе будет модернизироваться устаревшая информационная система и как она будет справляться с предстоящими пиковыми нагрузками, которые, по оценке экспертов, ожидаются в конце февраля 2018 года. Если ситуацию не удастся кардинально изменить, то ведомство и участники ВЭД, поскольку софт не отвечает сегодняшним требованиям, могут вскоре столкнуться с коллапсом в работе программных средств таможни.

Впрочем, существующее положение не является для специалистов откровением и, судя по всему, оно давно прогнозировалось. Специалисты пояснили, что КПС «Лицевые счета» был разработан еще 15 лет назад и первоначально предназначался лишь для применения на уровне отдельной таможни. Тогда функционал КПС предполагал обработку и хранение весьма незначительного объема информации. В 2010 году, после преобразования подмосковных таможенных органов в единую Московскую областную таможню, для увеличения производительности была проведена комплексная оптимизация программных средств. При этом специалисты признают, что и после нее система, к сожалению, сохранила практически все изначально заложенные в нее слабые стороны.

Напомним, что проводимый сейчас ФТС России эксперимент по работе с Единым лицевым счетом участника ВЭД осуществляется именно на базе КПС «Лицевые счета». Из-за огромного потока информации в условиях резко возросшей нагрузки на систему стало понятно, что она морально и технологически устарела и не обеспечивает необходимый уровень производительности. В настоящее время КПС не в состоянии в полном объеме осуществлять централизованную обработку информации и использует неоптимальное архитектурное решение. Несоответствие системы современным требованиям подтверждается регулярно возникающими нештатными ситуациями при обработке больших массивов информации. Особенно наглядно это проявляется в период пиковых нагрузок.

Реальную оценку сложившейся ситуации, как сообщил информационно-новостной портал CustomsForum.ru, в своем выступлении о будущем программных средств, автоматизирующих деятельность таможенных органов по учету платежей, представил и. о. начальника Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) ФТС России Денис Терещенко. Он сообщил, что для определения реальной производительности текущей версии программного средства в августе этого года Управление провело нагрузочное тестирование системы.

При этом было сымитировано многократное увеличение среднесуточного объема информации и обрабатываемых данных при централизованном порядке уплаты таможенных и иных платежей. Пиковая ситуация, приведшая к отказу программных средств, была достигнута при повышении объема поступающих сведений примерно на 200%. Денис Терещенко уточнил, что, по оценкам ЦИТТУ, «такая нагрузка может быть достигнута уже в конце февраля 2018 года». По его мнению, «текущая версия КПС «Лицевые счета» будет являться сдерживающим фактором не только при создании полномасштабной централизованной системы учета таможенных платежей, но и при дальнейшем развитии всей информсистемы таможенных органов».

Для исправления ситуации ЦИТТУ намерено в начале 2018 года, когда объем совершаемых таможенных операций сокращается в разы, перевести программные средства «на новое высокопроизводительное серверное оборудование». При этом Денис Терещенко отметил, что некоторые программные средства выполняют схожие функции, информационные ресурсы содержат идентичный сведения, имеет место определенная децентрализация отдельных систем.

Причем ключевых - таких, как КПС «Лицевые счета» и автоматизированная информационная система декларирования товаров. Все это, как считают в Управлении, может привести к определенному расхождению данных при их хранении на различных уровнях и, безусловно, повышает риски в области информационной безопасности. По его словам, попытка интеграции ряда систем, предпринятая в 2009 году, так и не завершилась внедрением сервисов в полном объеме.

«На момент сдачи работы в 2013 году интегрированные компоненты не соответствовали актуальной нормативной базе, - констатировал и. о. начальника ЦИТТУ. - Действовавшие же на тот момент программные средства продолжали параллельно развиваться и за четыре года работы над проектом ушли далеко вперед. Третий момент - тесно связанные между собой интегрированные компоненты предполагалось внедрить синхронно, одномоментно, без переходного периода. Исходя из сложившейся ситуации, КПС «Лицевые счета» планируется модернизировать к маю 2018 года».

Для решения имеющихся проблемных вопросов и развития программных средств Информационно-технический блок ФТС России подготовил ряд предложений. Решено провести безотлагательную модернизацию КПС, реализовав комплексные программные средства «в централизованной архитектуре» и отказавшись от ведения информационных ресурсов на уровне таможенных постов и таможен. При этом полную обработку и хранение всех сведений следует производить в Главном центре обработки данных.

Также подготовлены и направлены в Минфин предложения по взаимодействию с национальной системой прослеживаемости товаров, которая должна быть создана в России в 2018 году. Данное предложение, как уточнил Денис Терещенко, «направлено на создание единого централизованного аналитического хранилища, содержащего сведения о декларировании товаров, участниках ВЭД, совершающих таможенные операции, и цепочках перепродаж товаров на внутреннем рынке. Эти сведени будут поступать из системы прослеживаемости. Подготовленные предложения и финансово-экономическое обоснование проведения соответствующих работ Минфин в целом поддержал. Уже начата их реализация совместно с коллегами из налоговой службы».

До конца 2017 года ЦИТТУ планирует создать на базе электронного досье участника ВЭД (в составе автоматизированной системы центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности) единый централизованный справочник участников ВЭД. Он будет содержать всю информацию о юридических лицах, которая есть в распоряжении таможенных и налоговых органов. Справочник будет применяться при ведении централизованного единого лицевого счета и при совершении всех таможенных операций. Также намечено объединение функционала информационных систем таможенных органов, их укрупнение и сокращение общего количества.

В следующем году ЦИТТУ планирует создать аналитическое хранилище, взаимодействующее с системой прослеживаемости товаров. Функционирование АПС «Лицевые счета» и АИС «АИСТ-М» будет происходить в Главном центре обработки данных ФТС России. В 2019 году в АПС «Лицевые счета» появится функционал по учету задолженности в АПС «Задолженность».

Денис Терещенко отметил, что для решения накопившихся проблем нельзя ограничиться проведением только перечисленных мероприятий. Поэтому сейчас готовится целый комплекс предложений по реинжинирингу информационной системы таможенных органов, изменению архитектуры ее построения и направлениям развития до 2020 года. Условно проект назван «ФТС 2.0».

Текущий номер № 10(октябрь'17)