27.03.07

Сеть терминалов от моря до моря

В начале года ОАО «Российские железные дороги» и ООО «ТрансГрупп АС» создали специализированное совместное предприятие по перевозке автомобилей ОАО «РейлТрансАвто». О проблемах современного состояния российской терминальной сети и актуальности комплексных решений в сегменте железнодорожных автоперевозок в интервью «Гудку» рассказал генеральный директор компании Виктор Иванов.

– Виктор Павлович, какова, по вашему мнению, роль специализированных терминалов в организации доставки автомобилей клиентам?

– Коротко расскажу о масштабах проблем доставки автомобилей. Тогда будет понятна принципиально важная роль, которую должны играть комплексные решения по созданию терминальных сетей в стране. Общий объем российского рынка перевозок автомобилей в 2006 году составил почти 2,3 млн машин. Через десять лет, по оценкам экспертов, он вырастет до 3,5 млн. До сих пор автомобили в основном перевозили автотранспортом, только пятая часть доставлялась по железной дороге. Причем в основном это транзит в Казахстан и другие страны Центральной Азии. Согласитесь, это немного, особенно учитывая масштабы территории России. Ведь, например, в Северной Америке по железной дороге перевозят 70% авто. На российские железные дороги вполне реально привлечь до 40% всех объемов перевозок автомобилей, то есть уже в будущем году – около 1 млн автомашин.

Основные объемы импорта европейских, японских и корейских автомобилей поступают морем в Финляндию через портовые терминалы в Котке и Ханко. Затем машины везут в Россию автотранспортом через постоянно перегруженные сухопутные погранпереходы, на которых скапливаются многокилометровые очереди. Решение проблемы – в российских портах. И на Северо-Западе, и на Дальнем Востоке должны быть современные специализированные автомобильные терминалы европейского уровня, аналогичные финским. Оборудованные современной техникой, оснащенные развитой автодорожной и железнодорожной инфраструктурой. Тогда при отправке автомобилей из портовых терминалов можно будет выбрать лучший вариант транспортировки, а сегодня это, несомненно, железные дороги.

Современные портовые терминалы на Дальнем Востоке позволят переключить на Транссибирскую магистраль перевозки автомобилей азиатского производства для Западной и Восточной Европы, которые сейчас везут морем. Переключение всего 20% потока японских и корейских автомашин даст российским железным дорогам до $150 млн провозных платежей. Если бы такие терминалы получили статус свободной экономической зоны, таможенные и транзитные процедуры, безусловно, стали бы более упрощенными.

Портовые автотерминалы с подъездными путями – весомое конкурентное преимущество для перевозок автомобилей по железной дороге. Однако они необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы оптимальная схема доставки автомобилей до дилеров и конечных потребителей заработала. Необходима и сеть внутрироссийских терминалов, транзитных и распределительных. Отмечу, что именно таким образом выстроена автомобильная логистика в Европе.

– Как организовать эффективную логистическую цепочку по перевозке автомобилей?

– Основная задача «РейлТрансАвто», и в этом мы видим уникальность подобного предложения на отечественном рынке перевозок автомобилей, – организация единой комплексной логистической услуги по перевозке автомобилей отечественных и зарубежных производителей от места производства до места продажи и их предпродажному сервисному обслуживанию на собственных терминалах.

Главный наш актив – парк подвижного состава. Мы оперируем 1,7 тыс. специализированных вагонов-автомобилевозов. К 2010 году парк компании превысит пять тысяч вагонов. Известно, что на российском рынке железнодорожных перевозок автомобилей существенная нехватка специализированного подвижного состава, поэтому компания планирует закупку значительного количества специализированных вагонов-автомобилевозов, в которых высокая сохранность автомобилей обеспечена. Кроме современных отечественных модификаций автомобилевозов, будут строиться и концептуально новые вагоны, спроектированные немецкой компанией Fahrzeugtechtik Dessau AG. Они дадут возможность перевозить по железной дороге всю гамму производимых автомобилей. Пока ряд современных моделей автомашин из-за их габаритов невозможно перевозить в существующих модификациях вагонов.

– Какие терминалы уже задействованы компанией в перевозке автомобилей, какие могут быть привлечены в перспективе?

– Подчеркну, что единая сеть терминалов – необходимое условие для решения задач подобного уровня, и пока в России проектов, аналогичных «РейлТрансАвто», не было. Компания уже сейчас переваливает автомобили на терминалах в Черняховске (Калининградская область) и в Морском порту в бухте Троицы на Дальнем Востоке. Первые очереди терминалов позволяют переваливать до 10 тыс. автомобилей ежемесячно, в дальнейшем планируется расширение площадей в несколько раз.

Ведется интенсивное строительство терминалов в столичном регионе, на станции Михнево Московской железной дороги, в Екатеринбурге и Новосибирске. Первые очереди планируется запустить уже в июне 2007 года, вторые – в 2008 году. Поскольку все терминалы – части единой комплексной сети, которая по завершении строительства будет находиться в собственности и управлении «РейлТрансАвто», их пропускная способность соответствует пропускной способности терминалов в Черняховске и в Морском порту в бухте Троицы.

Для выхода на перевозки с северо-западного направления «РейлТрансАвто» намерена сотрудничать со строящимся в порту Усть-Луга автотерминалом. Этот высокотехнологичный специализированный комплекс на Северо-Западе страны – важное звено в логистической схеме доставки автомобилей. По прогнозам, поток авто через терминал может составить 200 тыс. ежегодно.

– Что еще необходимо, чтобы обеспечить конкурентоспособность перевозок по железной дороге?

– Нужна комплексная услуга «от двери до двери». И еще: сегодня конкуренция с автомобильными перевозками, в первую очередь, означает экологическую безопасность, поэтому перевозки железнодорожным транспортом в Европе – вне конкуренции.

Для развития единой услуги, на мой взгляд, требуется серьезный системный подход. Назову лишь некоторые направления. Необходимо выравнять тарифы с автоперевозчиками. Между портами и сухопутными площадками должны курсировать маршрутные поезда, что позволит сокращать сроки доставки почти в три раза. В портовых, и особенно во внутрироссийских автотерминалах, должно быть предпродажное сервисное обслуживание автомашин в специальных технических центрах.

«Гудок» 27.03.2007