27.08.07

Северный завоз

SmartMoney

Сжимая руль новенькой Mazda или корейской KIA, вы вряд ли заметите, что двигатель гудит с легким финским акцентом. В прошлом году 530 000 иномарок — четверть всех проданных в России машин — попали к нам через Финляндию. Маленькая страна справляется с мощным транзитным потоком и не собирается уступать российским конкурентам, которые строят под Санкт-Петербургом сразу несколько автотерминалов.

Пока парк иномарок прирастал в России за счет подержанных машин, автоимпорт был уделом романтиков. С запада, после приключений на польских и белорусских дорогах, они пригоняли старенькие Opel и Audi, порт Владивостока встречал японских и корейских “ветеранов”. Все эти маршруты действуют и сейчас, но рынок поменялся до неузнаваемости. Только с 2002 по 2006 г. импорт новых иномарок вырос более чем в 6 раз — до 777 000 машин. Официальным импортерам, продающим десятки тысяч машин в год, везти большую партию товара по суше из Европы дорого, а из Японии просто невозможно. Остается морской путь, причем с запада: везти на малонаселенный и оторванный от основной России Дальний Восток смысла нет. Современные порты, способные принять нагруженное новенькими иномарками судно, в нужный момент оказались только у Финляндии. Свой шанс финны не упустили.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ СПРОС

Автотерминал в финском порту Котка не сразу и найдешь. Городок тихий: яблоня-дичок с заботливо перевязанными ветками у здания железнодорожного вокзала, аккуратно заготовленная поленница дров в ящике для растопки стоящего там же паровоза-музея. Но вот улица поворачивает — и сразу открывается вид на гигантскую площадку с тысячами автомобилей. Это терминал Хиетанен порта Котка, через который осуществляется транзит автомобилей в Россию — 205 500 в прошлом году. Больше пропустил через себя лишь другой финский порт — Ханко, но его мощности на пределе. А в Котке — бурное строительство. Ничего не поделаешь: все больше россиян хотят ездить на иномарках.

Еще четыре года назад здесь были портовые задворки. Котка, на 100% муниципальный порт, специализировался на экспорте древесины и бумаги, а автоимпорт был небольшим и почти убыточным бизнесом. Теперь все изменилось, показывает статистику технический директор порта Риитта Кайаткари. В 2003 г. через Котку в Россию прошло 4000 подержанных автомобилей из США. Год спустя — уже в 10 раз больше, 37 500. Стало ясно, что транзит в Россию — неплохой бизнес, и в развитие автомобильного порта, рассказывает Кайаткари, решено было вложить ?10 млн. Хиетанен получил второе дыхание.

Сегодня к причалам терминала могут подходить 13-палубные суда, перевозящие до 6000 автомобилей. Транзитный ажиотаж охватил всю Финляндию. В 2005 г. в Россию финским путем завезено 340 000 иномарок, в 2006-м — 530 000, в этом ждут 650 000. Кайаткари надеется, что через пять лет одна лишь Котка пропустит 700 000 машин. Годовой отчет порта за 2006 г. называет транзит автомобилей в Россию самым быстрорастущим направлением бизнеса.

“Наше преимущество заключается в том, что мы можем быстро реагировать на изменения”, — улыбается Кайаткари. И смотрит на часы. Рабочий день в пятницу заканчивается в 14.30, и она собирается на дачу. Места вокруг заповедные, недаром в 1889 г. неподалеку от Котки в местечке Лангинкоски для императора Александра III построили дачу — “Рыбацкую избу”. Именно там он однажды сказал запыхавшемуся фельдъегерю: “Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать”. В наши дни русское присутствие на финском побережье ощущается иначе: никакой политики — только бизнес.

ФИНСКИЙ ДОХОД

Вернеру Болкко 23 года, и он совсем недавно закончил инженерно-строительный факультет университета в Хельсинки. Почти сразу нашел работу в родном городе Котка — инженером-стажером на терминале Хиетанен. Молодой специалист охотно соглашается провести экскурсию. “Вот эта сделана в 2005 г., — показывает Болкко на одну гигантскую асфальтированную площадку и тут же указывает на другую: — А эта в 2006-м”. Еще одна площадка только что сдана и будет заполнена автомобилями в ближайшие дни. А дальше, у поворота, бульдозеры выравнивают новое пространство. Порт живет своей жизнью. Два десятка разноцветных KIA Picanto друг за другом съезжают с парома и гуськом едут за микроавтобусом на площадку. Через 10 минут автобус привозит водителей обратно на паром за очередной партией.

Население города — 55 000 человек. Почти каждый пятый трудоспособный житель Котки — это около 5000 человек — работает в порту. Из них порядка 300, считает Кайаткари, заняты на терминале Хиетанен. Все эти рабочие места появились за последние три года. Только логистикой в Котке занято более сотни человек из трех компаний. Хенрик Вангел, руководитель местного отделения одной из них (John Nurminen), признает, что не ожидал столь бурного развития автомобильного транзита.

Генеральный директор министерства транспорта и связи Финляндии Юхани Тервала оценивает общие доходы логистических компаний и портов страны от транзита автомобилей в ?150 млн. В 2006 г. в Россию ушло 530 000 иномарок, то есть каждая оставила в Финляндии около ?280.

РОССИЙСКАЯ ВЫГОДА

Каждый день в Котку прибывает 300 трейлеров-автовозов из России. Вот один из них — Volvo с московскими номерами — заезжает на территорию терминала. Операция отработана до мелочей. Водитель показывает документы, получает накладную со списком автомобилей для погрузки. Выруливает на площадку с выстроенными рядами иномарками. Надевает прозрачный комбинезон, чтобы не испачкаться самому и не заляпать товар. По номеру на лобовом стекле выбирает сверкающий новенький Mitsubishi Lancer, с небывалой скоростью загоняет его на автовоз, закрепляет. Спешит за следующим. Так семь раз. И все почти бегом. Надо успеть: вот-вот конец рабочего дня.

Потом он выезжает на стоянку перед таможней. Несет бумаги в логистическую службу. Иногда все делается за 20 минут, но порой надо ждать два часа. “За последний год количество автовозов здесь выросло вдвое, а численность логистиков и таможенников не изменилась”, — жалуется Николай, водитель Volvo. Но все это ягодки по сравнению с тем, что его ждет на пограничном пропускном пункте в Россию. Их всего три: Торфяновка, Брусничное, Светогорск. В неудачные дни очереди могут достигать 40 км. “Финскую границу проскакиваешь на одном дыхании, но на российской вечные проблемы”, — жалуется Николай. То граница, то таможня, то фитосанитарный контроль, то транспортная милиция… Все документы заполняются бесконечно долго, от руки.

От Котки до границы 50 км, до Санкт-Петербурга — 280, около 1000 км до Москвы. “Пара дней — дорога, еще день — таможня. Это минимальный срок доставки в Москву”, — говорит Марина Белинская, коммерческий директор “Мазда Мотор Рус”. Николай заинтересован довезти автомобили до места назначения быстрее: за каждую ходку он получает $430 чистыми. При удачном стечении обстоятельств может получиться семь ходок в месяц. Но все зависит от очередей.

Пока трейлеры ждут разрешения на въезд в Россию, они стоят на финской территории. “Пробки на границе вредят репутации Финляндии как страны, удобной для транзита”, — сетует Юхани Тервала. Кроме того, “они дают повод для политиков, которые выступают против этого бизнеса”. Упреков немало: колонны автовозов разрушают дорожное покрытие, да еще аварии, количество которых множится зимой.

Тервала видит выход не в ограничении транзита, а в расширении дорог. Правда, будет это не скоро. К 2015 г. планируется закончить строительство четырехполосной трассы на всем участке от Хельсинки до российской границы. Ну а в ближайшее время обочины освободят от грузовиков, на границе построят две стоянки для отдыха водителей, чтобы если уж стоять в очереди, так с комфортом.

Такая площадка уже есть при въезде на автотерминал в Ханко. Там же домик с душем, туалетом, небольшой кухней. Два десятка автовозов, груженных легковыми Toyota. Все с российскими номерами: Москва, Санкт-Петербург, Московская область… Близится вечер, но водители не спешат в дорогу.

Дело не в пробках, а в европейских стандартах. По правилам ЕС раз в сутки водитель-дальнобойщик обязан отдыхать без перерыва девять часов. Неподвижность машины фиксируется специальным приспособлением — тахографом. Нарушать это правило в Финляндии мало кто рискует. “У финнов это приравнивается к вождению в пьяном виде — визы лишат на полгода”, — объясняет Владимир Чесноков из Выборга. Поэтому кто-то спит. “А мы пойдем окунемся в Балтике”, — предлагает Чесноков. От стоянки автомобилей до пляжа — 50 м. Оттуда через бухту виден второй причал автотерминала, а за ним — остатки укреплений. Здесь когда-то была советская военно-морская база, которую финны вынуждены были предоставить СССР после войны 1939-1940 гг. Теперь это главная “база” автоимпорта: через Ханко в 2006 г. российский рынок получил 300 000 машин.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО

Еще с 1990-х гг. большинство новых автомобилей к нам шло через Финляндию, рассказывает гендиректор “Фольксваген Груп Рус” Оскар Ахмедов. Mazda все 100% своих автомобилей завозит в Россию через Финляндию. Почему не по суше? “Это лишние расходы — сколько границ надо пересечь”, — говорит Марина Белинская. Автомобили отгружаются с японских заводов и морем идут в крупнейший немецкий порт Бремерхафен. “Там у нас основной склад”, — поясняет Белинская. Машины проходят последнюю проверку после морского пути: устраняются полученные царапины или повреждения, устанавливаются аксессуары. И — паромом в Финляндию. “Альтернативы финскому плечу нет”, — считает Белинская. К тому же, объясняет генеральный менеджер компании “Рольф” Дмитрий Родкин, “российский авторынок на подъеме, и все больше судов приходит напрямую в Финляндию”. По его словам, чем меньшая доля пути машины приходится на сушу, тем быстрее и дешевле ее доставка.

А как же конкуренты с российской Балтики? В декабре 2006 г. первую партию автомобилей Nissan принял небольшой автотерминал “Онега” в Санкт-Петербурге. Его мощность — до 60 000 автомобилей в год. ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” строит терминал на 80 000 машин. Гораздо мощнее — до 360 000 иномарок к 2010 г. — будет перегрузочный комплекс “Юг-2”, который строится в порту Усть-Луга. Государство выделило на его возведение 2 млрд руб. из инвестфонда, общая стоимость проекта — 8,4 млрд руб. “Юг-2” и должен перехватить инициативу у финнов. Но до этого далеко — планировалось, что первый паром с иномарками придет в Усть-Лугу в августе. Не получилось. Теперь обещают в ноябре. Импортеры пока присматриваются. “Мы в процессе не очень активных переговоров, но конкретного проекта на питерском направлении не рассматриваем”, — дипломатично формулирует Марина Белинская.

Новые российские порты неизбежно будут теснить финнов, это конкуренция, разводит руками Кайаткари. Но Финляндия, как ни странно, может победить Россию щедростью и просторами. “Наше преимущество — площадки для хранения автомобилей”, — отмечает Кайаткари. Они уже занимают 100 га, а через два года будет 150. Порт Ханко, по словам его бывшего директора Юкка Рики, располагает 110 га подобных площадей. Импортерам нужно место, чтобы проводить большой поток машин. Например, Mazda, по словам Белинской, хранит в Котке одновременно до 2500 автомобилей.

В терминалах, строящихся в России, больших площадок нет: в 2007 г. в Усть-Луге планируется построить всего 17 га. Да и оформить землеотвод в России посложнее, чем в Финляндии. К тому же благодаря режиму свободной таможенной зоны затраты на хранение автомобиля в финских портах ниже, чем в российских.

Правда, вся эта конкурентная борьба может потерять смысл. Например, “Фольксваген Груп Рус” собирается снижать долю Финляндии — сейчас это около 50% — в своих импортных маршрутах. Дело не в качестве услуг российских портов. “Мы все больше переходим на наземный транспорт при перевозках автомобилей из Европы”, — объясняет Оскар Ахмедов. Концерн может себе это позволить: заводы в Польше и Словакии достаточно близки к российским границам. При всех достоинствах у морского пути есть один важный недостаток: через какой бы балтийский порт вы ни ввезли машину, дальше к покупателю ее надо доставить сквозь узкое горлышко трассы Санкт-Петербург — Москва. Разбитый асфальт и постоянные пробки. Финны, оказавшись в подобной ситуации, стали расширять магистраль на своем участке. Может быть, чтобы не потерять рынок, им стоит пойти дальше и помочь построить нормальную дорогу между двумя российскими столицами?

Андрей Злобин 32 (73) 27 августа 2007