11.01.05

СЭЗ замедлили развитие

Ожидаемые изменения правового режима деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) замедлили их развитие. Об этом сообщил "Интерфаксу" заместитель главы администрации СЭЗ "Брест" Валерий Раинчик. Он отметил, что резиденты СЭЗ "Брест" и инвесторы настороженно относятся к готовящимся изменениям законодательства, регулирующего деятельность свободных экономических зон. По его словам, уже в течение 2 месяцев все действующие в СЭЗ "Брест" резиденты находятся в "подвешенном состоянии". Он также не исключает, что некоторые из них рассматривают возможность прекращения деятельности в рамках СЭЗ.

Кроме того, сложившаяся в настоящее время ситуация делает ненужными все существующие наработки. Неопределенность отразилась на уже сформированном портфеле проектов, так как инвесторы приостановили работы по их осуществлению, отметил В.Раинчик.

Как ранее сообщалось, в органах госуправления Беларуси готовится нормативно-правовой акт, предполагающий изменения правового режима деятельности СЭЗ в целях предотвращения недобросовестной конкуренции с их стороны. Проект документа предусматривает распространение на резидентов СЭЗ таможенных и налоговых льгот только в случае экспорта производимой ими продукции. Если резидент СЭЗ будет реализовать продукцию на внутреннем рынке, то с ее реализации он должен будет уплатить все предусмотренные для обычных предприятий налоговые и таможенные платежи. Исключение будет составлять продукция, включенная в разрабатываемый на основе госпрограммы импортозамещения перечень. Кроме того, в соответствии с проектом унифицируются налоговые льготы для резидентов всех белорусских СЭЗ.

В рамках документа также планируется принятие перечня видов деятельности, размещение которых в СЭЗ будет считаться нецелесообразным. К числу запрещенных в СЭЗ производств могут быть отнесены выпуск кондитерских изделий, мясо-молочной продукции, а также продукции легкой промышленности.

В настоящее время прибыль резидентов СЭЗ "Брест", "Гомель- Ратон" и "Минск" от деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, облагается по ставке 15%, резидентов "Гродноинвест" и "Могилев" - 12%.

Прибыль, полученная резидентами свободных экономических зон за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на 5 лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год. Прибыль, направленная резидентами зон на инвестиции в Беларуси, не подлежит налогообложению. В отличие от резидентов ранее созданных зон резиденты СЭЗ "Гродноинвест" и "Могилев" не имеют льгот по налогу на добавленную стоимость. Не менее 60% продукции резидентов должно направляться на экспорт, и не более 40% - на внутренний рынок. Специальный правовой режим в этих СЭЗ распространяется только на ориентированную на экспорт продукцию и продукцию импортозамещения, в то время как в СЭЗ "Брест", "Минск", "Гомель- Ратон" и "Витебск" под специальный режим подпадает также товар, реализуемый на местном рынке. Резиденты СЭЗ "Гродноинвест" и "Могилев" уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной законодательством. Облагаемая налогом прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленную резидентами СЭЗ "Гродноинвест" и "Могилев" на инвестиции.

По данным Минстата, по состоянию на 1 октября 2004 года в качестве резидентов СЭЗ зарегистрирована 291 организация против 270 по состоянию на аналогичную дату 2003 года. Из них действующими являются 269 организаций, или 92,4% от общего количества. Резиденты СЭЗ в январе-сентябре 2004 года увеличили объем экспорта в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2003 года до $330,6 млн. Выпуск продукции в СЭЗ вырос на 55,5% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года до 871,7 млрд.бел.руб. По состоянию на 1 октября 2004 года резиденты СЭЗ привлекли с начала деятельности $148 млн. иностранных инвестиций (без учета банков-резидентов), из которых 33,1% получено в виде взносов в уставный фонд.

Хартия'97 06.01.05