07.09.15

Синергия сборных грузов

За три последних года, постоянно улучшая и совершенствуя сервис, «РЖД Экспресс» (услуга АО «РЖД Логистика» по перевозке сборных и мелких партий грузов) привлечено на сеть дополнительных грузов на сумму более 650 млн руб.

Стимулом для создания этого бизнеса стал 2011 год, когда в ОАО «РЖД» обсуждалось решение о выводе из оборота среднетоннажных 3- и 5-тонных контейнеров. А это были основные транспортные единицы в стране по перевозке небольших партий грузов для малого и среднего бизнеса, а также для физических лиц. Отказ от эксплуатации этого вида контейнеров был обусловлен низкой рентабельностью их обработки, их количество на сети неумолимо сокращалось ввиду полного закрытия или остановки производств.

Дефицит контейнеров мог привести к социальному коллапсу, особенно в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Многие люди, проработав здесь по несколько десятков лет, в конце концов, приняли решение вернуться в места постоянного проживания. Вот тут-то и начались их проблемы. Но в РЖД достаточно оперативно и с упреждением отреагировали на ситуацию. Внутри РЖДЛ был запущен проект «РЖД Экспресс», который в кратчайшие сроки решил важную государственную задачу. Социальная напряжённость была полностью снята.

В настоящее время около 62% заказов «РЖД Экспресс» приходится на физических лиц. И хотя в структуре доходов эти заказы составляют всего 10%, переходить только на обслуживание представителей бизнеса компания не собирается. Доверие клиентов к сервису «РЖД Экспресс» постоянно растёт, о чём красноречиво свидетельствует выручка: по сравнению с 2014 годом она выросла на 409%! Важно, что больше 20% заложенного в перевозку тарифа будет возвращено в РЖД за использование инфраструктуры.

– По предварительным прогнозам, в 2015 году наша доля на российском рынке транспортно-логистических услуг перевозок сборных грузов составит 1%, или 4% в сегменте компаний, преимущественно пользующихся железнодорожным транспортом, – делится Виктор Борцов. – Это неплохой показатель. Но у нас амбициозные и далеко идущие планы: к концу 2020 года увеличить этот показатель до 10%. Понятно, что в данном аспекте очень важно учитывать фактор конкуренции со стороны автотранспортников, ведь перевозка мелких грузов, по сути, их хлеб. А конкуренция жёсткая, и ошибок быть не должно. Поэтому для каждого клиента наши логисты производят серьёзные расчёты, порой проводя на станциях погрузки-выгрузки, в терминально-складских помещениях, на погранпереходах, в таможенных службах десятки часов, выверяя маршрут следования груза буквально по минутам. Ведь клиент оплачивает конечную доставку груза, а технология перевозочного процесса, издержки, возникшие в пути препятствия не его забота.

В рамках недавно созданной Объединённой транспортно-логистической компании (ОТЛК), которая свяжет железнодорожные структуры Белоруссии, Казахстана и России, у «РЖД Экспресс» важная роль. Сервис будет положен в основу развития услуг ОТЛК по перевозкам мелких и сборных грузов союзных государств.

– Понятно, что идея объединить транспортно-логистический рынок на «пространстве 1520» родилась не на пустом месте, – продолжает Виктор Борцов. – В этом есть своя логика. Во-первых, этому важному экономическому процессу способствовала новая идеология и улучшенная технология работы железнодорожного холдинга, когда во главу угла был поставлен важнейший финансово-экономический принцип – клиентоориентированность.

И во-вторых, наработанный опыт компаний, вошедших в ОТЛК, произведёт синергетический эффект, который позволит решать самые сложные логистические задачи. ОТЛК гармонично свяжет транспортные коридоры России, Белоруссии и Казахстана. А интеграция бизнес-процессов, применение принципа кросс-продаж, использование наработанных клиентских баз позволит значительно расширить реестр услуг и повысить их качество.

Например, как отметил Виктор Борцов, количество офисов продаж «РЖД Логистики» уже выросло на 130 единиц за счёт привлечения офисов продаж ещё одного члена ОТЛК – компании «ТрансКонтейнер».

– За счёт наработанного опыта, приобретённых компетенций мы надеемся увеличить объём выручки к концу 2016 года до 1 млрд руб. Да, планы очень амбициозные, но взяты не с потолка, они экономически обоснованны и продиктованы самой логикой развития рынка транспортно-логистических услуг как в России, так и в странах Содружества. Нам всем есть над чем работать и к чему стремиться.

Гудок