10.03.10

Скандал из-за огромных очередей на таможне.

Скандал из-за огромных очередей на таможне разразился во Владивостоке в феврале. Проблема в резком росте грузооборота, утверждают таможенники. Импортеры не верят и выдвигают свои версии.

Как уже сообщал "ЗР", на таможенном посту "Морской порт Владивосток" в феврале образовались огромные очереди. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) начали составлять списки очередников. Людям приходится даже ночевать, чтобы растаможить свой груз. Товары застряли на границе. Коммерсанты терпят огромные убытки. Но таможенники категорически отрицают злой умысел со своей стороны.

Не виноватые мы!

- У нас строгий контроль над работой сотрудников. Срок от подачи декларации до присвоения номера составляет не более 30 минут, и он выдерживается, - заверил на специально созванной пресс-конференции первый заместитель начальника Владивостокской таможни по таможенному контролю Николай ЛОЩИНИН. - Проблема в том, что в этом году в сравнении с прошлым грузооборот вырос с 506 тыс. тонн до 830 тыс. тонн.

Причем если в прошлом году значительную часть импорта составляли автомобили, которые относительно легко оформлять, то в этом году пошел более сложный груз. Да и количество участников ВЭД выросло с 1 436 до 1 596.

По официальным данным, на оформление груза уходит от полутора до восьми часов. В день на таможенном посту оформляется около двух сотен ГТД (государственных таможенных деклараций). Для повышения пропускной способности поста планируется использовать инспекционно-досмотровый комплекс. Техника сканирует содержимое контейнера всего за 3-5 минут, и не нужно выкладывать товар, а затем загружать его обратно. Кроме того, на 10% увеличена численность таможенников.

И все-таки этих мер недостаточно, признаются сами таможенники.

- Мы не можем до бесконечности увеличивать число сотрудников. Но решить проблему можно. Нужно активнее переходить на электронное декларирование. Оно не требует личного присутствия, срок оформления составляет три часа, - утверждает Николай Лощинин.

Те, кто не готов потратиться на оборудование и программное обеспечение, могут воспользоваться услугами таможенных брокеров. Но пока коммерсанты не торопятся уходить в Интернет. С начала года из 7,8 тыс. грузовых таможенных деклараций только 340 было подано в электронном виде, сетуют таможенники.

Импортеры хотят уйти в Интернет

- Да мы только за электронное декларирование! - делится своим мнением один из участников ВЭД. - Мы приобрели специальную программу у одного из крупнейших поставщиков - компании СТМ. Но инструкции нет. Разобраться в программе ни мы, ни таможенники не можем. В СТМ отвечают, что помочь ничем не могут. Наш первый опыт свелся к тому, что мы оформляли электронную декларацию 10 дней, но так и смогли завершить работу! К началу 11 дня и мы, и таможня поняли, что все сроки, определенные законом на оформление груза, прошли. Оформили груз в обычном порядке. Теперь мы скептически относимся к заверениям таможни о том, что она готова к работе с электронными декларациями.

Реально работает только старая программа электронного декларирования, утверждают специалисты. Но разработана она госорганами, и купить ее невозможно. Она есть только у одной весьма известной в таможенных кругах компании, которая сейчас и снимает "сливки". Впрочем, коммерсанты далеки от мысли, что настоятельные рекомендации переходить на электронное декларирование возникли в интересах этой компании.

Импортеры не верят таможенникам

Но и в оправдания таможенников импортеры не поверили. Искусственность скандала для них очевидна, так как очереди возникли в период китайского Нового года. В это время не ввозится груз из КНР, потому что соседи отдыхают 2-3 недели. Февраль традиционно всегда был спокойным месяцем, таможня и порт работали без аврала.

Да, импорт вырос в сравнении с провальным 2009 годом, а если сравнить с 2008, то сегодняшние объемы ниже на 40%. Да и количество деклараций на уровне 2008 года. А ведь тогда управлялись обычным штатом.

Досье

На 1 марта 2008 г. таможенным постом "Морской порт Владивосток" было принято 5,8 тыс., на 1 марта 2009 г. - 5,1 тыс., на 1 марта 2010 г. - 5,9 тыс. деклараций.

Защиты не найти

- Очереди возникли 15 февраля. Причем только на посту "Морской порт Владивосток". Вместо 200 деклараций таможенники приняли меньше десяти. Мы сочли это временным сбоем, тем более соседние посты работали нормально, - рассказал свою версию один из коммерсантов. - Но и после 23 февраля ситуация не улучшилась. Причем после праздника такие же сбои в оформлении начались еще на одном посту - Первомайском. Проблема не решена до сих пор.

Коммерсанты всерьез забеспокоились. Хранение на таможенном складе обходится недешево. Лишь первые семь суток товар лежит бесплатно. С 8 по 14 сутки надо платить по 1,5 тыс. руб. в сутки, с 15 по 21 сутки - 2,1 тыс., затем - и вовсе заоблачные расценки. К тому же у некоторых скоропортящийся товар.

Импортеры кинулись к таможенному руководству, но внятного ответа не получили. Кто-то обратился в прокуратуру, но и там вначале "отшили": документы принимают, какие претензии?! Претензии есть - потеря времени и срыв сроков поставок. Транспортная прокуратура занялась.

Борьба за должности...

Рассмотрим версии происходящего, которые всерьез обсуждают в очередях. Например, что в таможне началась внутриведомственная борьба за должности.

Оказывается, оба проблемных таможенных поста Владивостока - "Первомайский" и "Морской порт Владивостока" - после Нового года остались без начальников. С бывшими руководителями не продлили контракт. Кроме того, ходят слухи, что и у начальника Владивостокской таможни через пару месяцев заканчивается контракт. В этой ситуации смены руководства, вероятно, началась подковерная борьба за должности, в ходе которой кому-то оказалось выгодно создать напряженную обстановку и раздуть скандал.

...или "Москва" хочет "сплющить" дальневосточников?

Версия о повышении таможенной стоимости товаров, скажем сразу, смахивает на мировой заговор. Например, популярный строительный материал алюкобонд ввозится в Приморье по $2,5, а иногда и по $1,8, тогда как в Петербурге импортеры указывают цену в $4. А ведь от цены зависит размер таможенной пошлины. Таможенники регулярно пытаются заставить дальневосточных импортеров указывать более высокие цены. Но коммерсанты не боятся обращаться в суд и выигрывают процессы.

- Возможно,Федеральной таможенной службе надоело упрямство дальневосточников, и она решила нас "сплющить" очередями, - высказал версию собеседник "ЗР". - Но у нас цена объективно ниже. Ведь в цену, указываемую в таможенной декларации, входит не только стоимость товара, но и доставки. Транспортировка из Китая до Приморья обходится значительно дешевле, чем до Питера. Вот отсюда и разница в цене.

"Зачистка хвостов"

Есть и третья версия. Таможенники все силы бросили на подготовку к федеральной инспекции. 12 апреля ожидается визит комиссии из Москвы. Предполагается, что проверяющие две недели будут изучать правильность оформления документов. Таможенники сейчас "подчищают хвосты" и забросили текущее оформление. На таможне фактически работают не девять, а семь окон, причем одно за день принимает по 2-3, максимум 5 деклараций, тогда как в очередь ежедневно встают по полсотни декларантов, утверждают наши источники. И всем ясно: из ступора наиболее эффективной мерой выхода может быть лишь электронное декларирование.

Золотой Рог; 10.03.10