30.10.09

Склад временного хранения как двигатель таможни

Приказом ФТС России от 31.08.2009 № 1587 (зарегистрирован в Минюсте России 25.09.2009 № 14873) утверждены новые требования к обустройству и оборудованию складов временного хранения (СВХ). Перспективы у предпринимателей, занятых околотаможенной деятельностью, не радужные.

Переносить таможенное оформление с внутренних таможен на границу начали год назад. В августе 2008 г. на период до 2020 г. была утверждена Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице. Началось все с вывода таможенных органов из крупных городов, сейчас процесс завершен в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Цели заявлены благие — повышение экономической безопасности страны и оптимизация транспортных потоков. Но почему все специалисты считают эту затею утопией?

Кстати

По оценкам специалистов, реализация концепции переноса оформления на границу требует принятия специальной федеральной целевой программы с объемом финансирования в размере 77 млрд руб.

Ответ на этот вопрос можно получить после изучения требований, предъявляемых к СВХ, строящимся на границах. Опустим все новые, но мелочные требования типа предоставления должностным лицам таможенного органа УКВ-радиосвязи на территории СВХ. Остановимся на главном.

И название приказа ФТС России от 31.08.2009 № 1587 — «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации», и п. 1 этого приказа говорят об одном: помещения СВХ, расположенные в месте, приближенном к госгранице, — это места расположения таможенных органов.

И сейчас таможенный пост зачастую располагается именно на территории СВХ. Но жесткой юридической связи между местом расположения таможенного органа и территорией СВХ нет.

Таким образом, затраты по обустройству таможенных органов ФТС России пытается полностью переложить на плечи предпринимателей. Ведь самая главная проблема с переносом оформления на границу — это отсутствие соответствующей инфраструктуры и денег на ее создание. Нужно построить здания для таможенных органов, переселить таможенников (обеспечить их жильем и иными социальными гарантиями). Но правительство даже не обещает денег ФТС на такой переезд.

В этой ситуации более отзывчивой оказалась чужая нам Еврокомиссия: ЕС планирует направить на приграничные проекты России 132 млн евро. Правда, эти средства пойдут исключительно на обустройство границы в Калининградской области. 20 октября уже открыт новый автомобильный пункт пропуска «Чернышевское», построенный на границе Калининградской области и Литовской Республики совместно Россией и Евросоюзом.

Итак, помимо решения своих задач предпринимателям, решившим учредить СВХ, придется решать и задачи таможни. Подобный подход уже апробирован. Так, в условиях отсутствия денег на строительство новых терминалов Северо-Западное таможенное управление решило создавать посты в уже созданных бизнесом логистических комплексах.

Требования к СВХ тоже изменились. Согласно рассматриваемому приказу на территории СВХ должна быть обустроена открытая площадка, предназначенная для временного хранения товаров и (или) одновременного размещения на ней не менее 100 транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение. Прилегающая к СВХ охраняемая территория должна быть огорожена, иметь твердое (асфальтовое либо бетонное) покрытие, искусственное освещение и обеспечивать одновременное размещение не менее 300 транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, включая территорию, необходимую для маневрирования большегрузных транспортных средств.

Вы можете себе представить размеры территории, на которой уместятся 400 грузовых фур? Футбольные поля отдыхают!

Конечно, ближе к границе грузопоток увеличивается, и поэтому СВХ должен быть больше. Но хватит ли у предпринимателей средств хотя бы на аренду таких земельных участков, не говоря уже об их обустройстве? Очевидно, что выполнить такое требование смогут лишь единицы. Произойдет укрупнение околотаможенного бизнеса. А там недалеко и до монополизма. Значит, готовиться следует не только к повышению цен на услуги СВХ, но и к росту стоимости импортируемых товаров.

Экономика и Жизнь 30.10.09