07.12.06

Складские комплексы Санкт-Петербурга

В настоящее время С.-Петербург, являясь вторым по экономическому потенциалу городом России, заметно отстает от Москвы и тем более от европейских городов по развитию современной складской инфраструктуры (см. таблицу), тогда как удобное географическое расположение в непосредственной близости от стран Евросоюза и благоприятные институциональные условия, созданные в последние несколько лет городской администрацией с целью развития бизнеса в данном регионе, способствуют строительству современных складских комплексов.


Обеспеченность современными складами в некоторых восточноевропейских городах, м2 на 1000 чел.

ГородПлощадь, м2 на 1 тыс. жителей
С.-Петербург26
Москва72
Будапешт200
Прага470
Варшава620



По официальным данным, на 1 января 2005 г. в С.-Петербурге насчитывалось 4039 складских строений общей площадью 5 007 900 м2. Еще 726 900 м2 - встроенные помещения, т. е. совокупный объем складских площадей составил 5 734 800 м2. В черте города склады распределены неравномерно - по количеству складских площадей лидируют промышленные районы: Кировский (668 000 м2), Московский (638 000 м2), Фрунзенский (582 500 м2). Это объясняется тем, что здесь в основном находятся склады заводов и фабрик, а также построенные еще в советские времена базы и хранилища. Из общего количества к складам класса А можно отнести примерно 155 000 м2 (или 3% всего количества), к складам класса В - около 206 000 м2 (4%). Велика доля складских комплексов, обслуживающих потребности внешней торговли. Почти половина всех городских складов (примерно 2,62 млн. м2) предназначена для обслуживания внешнеэкономического грузопотока, из них 2 млн. м2 - портовые мощности, остальное - внутренние терминалы, выполняющие накопительную, перетарочную и таможенную функции. Следует отметить, что в городе существует и не учитываемое статистикой большое количество небольших площадок и временных сооружений, приспособленных для хранения различных грузов. Они есть практически на территории каждого крупного или среднего предприятия.

Темпы ввода новых складских объектов также заметно отстают от необходимого уровня и, к сожалению, не демонстрируют стабильного роста.

Строительство новых складских комплексов территориально тяготеет к району Морского порта и Кольцевой автомобильной дороги (КАД). Так, в соответствии с Концепцией развития группы компаний ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" до 2010 г. планируется инвестировать около 8 млрд. руб. В течение будущего года ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" намерено построить рефрижераторный терминал, реконструировать причал 21 второго района порта. До 2008 г. планируется построить первую очередь контейнерного терминала, глиноземный терминал и терминал минеральных удобрений, склад грузов открытого хранения и склад для перевалки металлолома. К 2010 г. должны быть введены вторая очередь контейнерного терминала и комплекс наливных грузов.

Уже в 2006 г. на проведение проектных работ бюджетом порта предусмотрено выделить 157 млн. руб.



Складские проекты в районе КАД

НаименованиеРасположениеКлассОбщая складская площадь, м2ИнвесторИнвестиции, млн.евроПримечание
Холодильный логистический комплексШушары Три модуля: холодильный - 30 000, дистрибьюторский центр - 5000, цех переработки и упаковкиРегиональный фонд развития Ямала, 000 Спутник 20В составе комплекса планируется бизнес-центр и гостиница, сдача 1-й очереди - 2007 г.
Логистический комплексШушары-Закрытые склады - 185 000, холодильные камеры - 46 000Неватранстерминал107Площадь участка 100 га
Логистический терминалШушары-н.д.Национальная контейнерная компания150Площадь участка 90 га, ввод 1-й очереди - конец 2006 г.
Логистический центрШушары н.Д.ЗАО Логистика-терминал 100Современный логистический центр, окончание строительства - к 2016 г., площадь участка 91 га
Складской комплекс Pepsi Bottling Group RussiaПромзона Парнас 7500Pepsi Bottling Group, Russia6,5
PNK LogisticsМосковское ш.А14 000PNK Logisticsн.д.-
Складской комплекс готовой продукциип. Шушары, уч-к 74 (Бадаевский) 3754н.Д.н.Д.-
Логистический центр Интертерминал- ПредпортовыйКубинская ул.А60 000ГК Инкотек н.Д.Площадь участка 24,6 га, четыре склада класса А (всего 70 000 м2), многофункциональный контейнерный терминал на 5000 TEU и офисно-бытовые помещения (около 10 000 м2). 1-я очередь уже сдана. Окончание строительства - 2006 г.
Логистический центрПересечение КАД и Выборгского ш.А10 000MK ПСБ, концерн Schenker8Плюс таможенный терминал со складом временного хранения площадью 7000 кв. м
Складской терминалШушарыА10 000Sunway7Площадь участка - 3 га, для собственных нужд
Холодильный логистический комплексШушары 3 модуля: холодильный - 30 000, дистрибьюторский центр - 5000, цех переработки и упаковкиРегиональный фонд развития Ямала, 000 Спутник 20В составе комплекса планируется бизнес-центр и гостиница, сдача 1-й очереди - 2007 г.
Складской терминалМурманское ш.А20 000РТБ Диалог н.Д.-
Складской терминалМосковское ш.А50 000РТБ Диалог н.Д.-



В районе КАД идет строительство складских объектов с суммарным объемом инвестиций порядка 650 млн. USD общей площадью примерно 600 тыс. м2 (против 450 тыс. м2 в 2005 г.). Наиболее привлекательными для инвесторов являются восточное и особенно южное полукольцо. В зоне восточного полукольца строят складской комплекс площадью 7,5 тыс. м2 (промзона "Парнас", строительство осуществляет Pepsi Bottling Group Russia; инвестиции в проект составляют около 6,5 млн. USD) и складской терминал площадью 20 тыс. м2 класса А (Мурманское шоссе; инвестор - компания "РТБ Диалог"). На южное полукольцо КАД приходится строительство более 350 тыс. м2 складских площадей. Самые крупные проекты располагаются в районе п. Шушары. Более подробная характеристика реализуемых складских проектов в районе КАД приведена в таблице.

Из реализованных проектов можно выделить введенный в эксплуатацию в 2006 г. терминально-логистический центр (ТЛЦ) "Предстартовый.". Это первый на Северо-Западе России многофункциональный транспортно-логистический комплекс класса А, располагающий крупнейшим в России внутренним ("тыловым") контейнерным терминалом. Комплекс расположен на юге С.-Петербурга, в промышленной зоне "Предпортовая-1", базовая ж.-д. станция "Предпортовая" (ОЖД) находится в непосредственной близости от кольцевой автодороги и Западного Скоростного Диаметра, Московского и Киевского шоссе (1,2 км), аэропорта Пулково (3 км) и морского порта Санкт-Петербург (4,2 км). ТЛЦ ориентирован на работу с экспортно-импортными грузами в режиме тылового железнодорожного" терминала морского порта Санкт-Петербург. Терминал в первую очередь предназначен для переработки грузовых партий при переходе с морского транспорта на сухопутный и наоборот. ТЛЦ"Предпортовый" оказывает полный комплекс логистических услуг, включая доставку "от двери до двери",организацию интермодальных перевозок и таможенное оформление.



Дальнейшие перспективы развития складских комплексов города связаны с участками, расположенными за пределами плотной городской застройки, преимущественно вблизи морского порта, КАД, а также крупных магистралей или их пересечений. Больше всего складских комплексов запланировано к рводу в Выборгском, Красногвардейском, Московском и Пушкинском районах. В Выборгском районе (север города) новые проекты сосредоточены в основном в нежилой зоне "Парнас". Она сформировалась в 1970-1980 гг. и имеет развитую инфраструктуру, однако свободных мест здесь практически не осталось. Популярно у инвесторов и Выборгское шоссе в зоне пересечения с КАД. В Красногвардейском районе (на востоке) развивается промзона "Ручьи". В Московском районе (юго-запад) склады сосредоточены в нежилой зоне "Предпортовая", a а Пушкинском (юг) -в зоне "Шушары". Кстати, именно Пушкинский район - абсолютный лидер по масштабу реализуемых проектов (под складское строительство здесь уже забронировано 156 га земли). Для развития складов важное значение имеет и тот факт, что по новому генплану Петербурга "Шушары-2", "Предпортовая-3", "Нойдорф" в Стрельне (наряду с "Металло-строем-2" и "Конной Лахтой") отнесены к промзонам первоочередного развития. В последнее время к этой категории все чаще относят и нежилую зону "Юго-Западная". В 2005 г. из бюджета города на обустройство этих территорий выделено 260 млн. руб. Чтобы поощрить инвесторов, правительство города установило для "Предпортовой", "Шушар", "Металлостроя", "Конной Лахты" и частично "Парнаса" минимальную по городу кадастровую стоимость земли - 750 руб./м2 (земельный налог составляет 1,5% этой суммы).

Журнал Склад & техника 9 2006г.