16.09.10

Скоростная проверка

ОАО «РЖД» нашло решение одной из серьёзнейших проблем в организации международных перевозок – потери времени при пересечении границ при таможенном и пограничном контроле. Пассажиры высокоскоростного поезда «Аллегро», который планируется запустить между Санкт-Петербургом и Хельсинки в декабре этого года, станут первыми, кому компания сохранит это время.

Как рассказала «Гудку» заместитель начальника службы по обслуживанию пассажиров дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Наталья Дмитриева, уже разработаны технологические схемы пропуска поездов через государственную границу РФ. Сейчас они проходят процедуру согласования и отрабатываются в тренировочных поездках сотрудниками государственных контрольных органов в курсирующих на данном направлении поездах «Сибелиус» и «Репин».

Как уже сообщал «Гудок», «Аллегро» станет первым в истории российских железных дорог международным поездом, на борту которого прямо в движении будут проводиться пограничные и таможенные процедуры, связанные с пересечением госграницы. Сделано это для того, чтобы максимально сократить время в пути между Санкт-Петербургом и Хельсинки. На «Аллегро» он займёт всего 3,5 часа против нынешних 5,5 часа.

По словам Натальи Дмитриевой, возможность организовать контроль по новой технологии реализована благодаря поддержке и пониманию со стороны Правительства РФ, которое в кратчайшие сроки находило положительные решения по всем необходимым вопросам, в том числе законодательным.

Как пояснили «Гудку» в Пограничной службе ФСБ РФ, основной проблемой при реализации данного проекта стало отсутствие нормативной правовой базы, позволяющей осуществлять пограничный и другие виды контроля в движении. В связи с этим были внесены изменения в статью 11 закона «О государственной границе в РФ». А в мае прошлого года правительство выпустило распоряжение об установке пунктов пропуска через госграницу на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга, станциях Выборг и Бусловская. Октябрьская железная дорога сообщила о готовности отремонтировать и предоставить помещения для размещения государственных контрольных органов на базе своей инфраструктуры на вокзале в Выборге и Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Помещения ОЖД выделила этой весной, в настоящий момент проводятся их перепланировка и техническое оснащение в соответствии с требованиями, которые установили госорганы.

Разработаны технологические схемы пограничного контроля, а контролёрский состав подразделений пограничного контроля, который будет работать на поезде «Аллегро», проходит стажировку.

Поездные бригады, которые будут обслуживать «Аллегро», также проходят специальное обучение, которое включает в себя трёхмесячные курсы повышения квалификации по лицензированной программе в Петербургском техникуме железнодорожного транспорта. Программа разработана с учётом работы на международных направлениях, в частности учтены вопросы Таможенного законодательства РФ, взаимодействия с таможенными и пограничными службами.

При этом поездные бригады также пройдут дополнительное обучение по программе, разработанной компанией «Альстом», учитывающей особенности поездов Pendolino Sm6. С целью сокращения времени на проведение процедур контроля разработана схема заблаговременного информирования госструктур о пассажирах «Аллегро». Проверять багаж и документы на право пересечения государственной границы у пассажиров и поездной бригады будут непосредственно в вагонах во время следования поездов «Аллегро» между Санкт-Петербургом и Выборгом.

Всем пассажирам при посадке проводники предложат таможенные декларации и миграционные карты.

Федеральная таможенная служба разрабатывает технологию взимания платежей в пути следования с использованием банковских карт (в том числе с применением таможенных платёжных систем) и наличными деньгами.

Сотрудник пресс-службы ФТС – государственный таможенный инспектор Виктория Петрова рассказала «Гудку», что принимаются меры по укомплектованию дополнительно выделенных 48 штатных единиц Выборгского железнодорожного таможенного поста. Разработана также своя технология контроля в железнодорожных пунктах пропуска и в поезде. В процессе создания этой технологической схемы в неё приходилось вносить коррективы. Изначально планировалось, что скоростной поезд будет делать остановки на Финляндском вокзале, в Выборге и Бусловской. Следовательно, порядок и время проведения контрольных операций определялись исходя из этого. Однако весной было принято решение о нецелесообразности остановки поезда в Бусловской. При этом существенно изменились условия для контроля на ходу поезда.

По словам Виктории Петровой, для реализации проекта также важно отработать технологию взаимодействия пограничных, таможенных нарядов и иных контролирующих органов. С этой целью планируется опытная отработка технологической схемы контроля в поезде до момента запуска «Аллегро». Что касается взаимодействия с финской стороной, то прорабатывается вопрос организации необходимого информационного обмена.

– Новые технологии контроля, как и запуск поездов «Аллегро», – часть нового продукта, который развивает ОАО «РЖД», – говорит Наталья Дмитриева. – Мы нацелены на создание наиболее комфортных условий для пассажиров. Метод прохождения таможенного и пограничного досмотров в пути следования служит прекрасным инструментом для реализации поставленных задач.

По её мнению, вполне вероятно, что удачный опыт внедрения подобной системы досмотров будет использован на других поездах международных направлений.

Справка «Гудка»

На полную проверку одного поезда отводится 63 минуты, при этом не более двух минут – на проведение таможенного контроля одной единицы багажа, продолжительность пограничного контроля одного человека составит полторы-две минуты.

Таможенный контроль в поездах будет проводиться выборочно, на основании применения системы управления рисками. Предметы, не пропущенные через границу, можно будет поместить в специально организованные склады временного хранения на станциях Санкт-Петербург-Финляндский и Выборг. В случаях выявления фактов административных правонарушений в сфере таможенного дела либо уголовных преступлений пассажир в установленных законодательством случаях и порядке может быть задержан.

В случае выявления нарушителей пересечения государственной границы либо административного правонарушения, контрабанды пограничные и таможенные процедуры могут проводиться на железнодорожных пунктах пропуска «Финляндский» и «Выборг» – до пересечения государственной границы.

Гудок; 16.09.10