07.04.10

Сквозной тариф для евразийской логистики

Отсутствие единой стратегии, основанной на государственно-частном партнерстве, является основной причиной сдерживания развития транспортной системы России.

Такое мнение высказал председатель комитета Государственной думы РФ по транспорту Сергей Шишкарев с трибуны Евразийского транспортно-логистического форума. В любом высоком собрании, считает он, озвучиваются правильные тезисы и планы, но при этом каждый говорит только о своем. В качестве первоочередной креативной меры он предложил организовать транспортное road show. «Кругосветное путешествие должно объединить руководителей транспортных компаний, регуляторов, а также представителей государственной власти и продемонстрировать всему миру возможности транспортного комплекса России», – заявил С. Шишкарев.

Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов главной проблемой в реализации транспортного, и прежде всего транзитного потенциала России называет административные барьеры, особенно на границе.

Говоря о государственной стратегии по развитию транспортного комплекса страны, в качестве примера он привел изменения в законодательстве, которые теперь позволяют частным инвесторам, вкладывающим средства в авиацию, управлять всем аэропортовым комплексом. В итоге уже несколько аэропортов готовы к участию в конкурсах по привлечению частных управляющих компаний.

Инвестиционная привлекательность транспортной отрасли формируется не только от размера маржи, заявил при этом В. Окулов. Большинство транспортных проектов, считает он, маргинальные с точки зрения доходности и компании, решающие вложить свои средства в них, рассчитывают прежде всего на длительность проектов, государственные гарантии, а также возможность развития околотранспортного бизнеса. Задача государства в части привлечения инвестиций в транспортные проекты, по его мнению, заключается в первую очередь в решении вопросов с землеотводами, предоставлении в долгосрочное коммерческое пользование этих участков, а также контроле за соблюдением достигнутых договоренностей.

Губернатор – председатель правительства Ульяновской области Сергей Морозов, анализируя возможности решения ключевых вопросов, тормозящих развитие транспортной логистики в РФ, выразил позицию региональной власти. Едва ли не основной проблемой он считает отсутствие компетентного персонала в транспортных сегментах. Далее – криминогенная обстановка на внутренних автомагистралях страны, все возрастающие затраты на таможенные процедуры, серая растаможка, отсутствие государственной дистрибуции грузов и, наконец, плохие дороги.

С. Морозов назвал следующие пути преодоления негативных факторов. Во-первых, любой регион должен иметь политическое желание и решимость для этого. Например, в Ульяновской области на местном уровне было принято решение о строительстве мультимодального транспортно-логистического центра, и работа уже ведется. Во-вторых, в регионе должны быть реальные предпосылки для развития, что и наблюдается в указанном случае: авиационное производство, грузовые порты, железные дороги, федеральные автотрассы и аэропорты, а также оптимальное расстояние до основных промышленных центров страны. В итоге область готова организовать транспортно – логистический кластер. Третий фактор, названный С. Морозовым, – единение федеральных и региональных властей с бизнесом.

Железнодорожный блок форума открыл своим выступлением первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. В качестве одного из основных направлений, развитие которого должно позволить обеспечить эффективное предложение ресурсов российского транспортного комплекса на международном рынке, он назвал создание соответствующей рыночной инфраструктуры.

В рамках данного направления компанией реализуется сотрудничество с зарубежными партнерами в Германии, Финляндии, Австрии, Китае и других странах. Созданы специализированные совместные предприятия, основной задачей которых является повышение объема евро-азиатских перевозок.

Расширяя географию своих связей и последовательно реализуя задачу по интеграции российских железных дорог в евро-азиатское транспортное пространство, ОАО «РЖД» уделяет первостепенное внимание укреплению двустороннего сотрудничества с партнерскими железными дорогами.

Росту транзитных перевозок по направлению Восток – Запад способствует и взаимодействие с японскими и южно-корейскими коллегами. ОАО «РЖД» планирует и дальше расширять многостороннее сотрудничество с зарубежными транспортными компаниями как в области железнодорожных перевозок, так и в сфере логистики.

В. Морозов отмечает, что укрепление евро-азиатских связей во многом зависит от тесного взаимодействия и скоординированного развития различных видов транспорта, в том числе морских портов и железных дорог. В последние годы ОАО «РЖД» на системной основе осуществляет модернизацию и строительство железнодорожных подходов к российским портам во всех морских бассейнах. Существенные средства вкладываются в развитие крупных предпортовых станций.

Особое внимание компания уделяет формированию взаимовыгодных условий для совместной реализации комплексных транспортных цепочек доставки грузов на основе экономически оправданного распределения доходов и прибылей между всеми участниками.

Одним из инструментов влияния РЖД на формирование конкурентоспособной и экономически эффективной сквозной ставки является приобретение пакетов акций морских портов и создание совместных предприятий с морскими перевозчиками и экспедиторами. Прорабатываются также варианты вхождения ОАО «РЖД» (его дочерних обществ) в права собственности действующих припортовых терминалов в целях оказания реального влияния на их работу и выстраивания оптимальной логистики интермодальных перевозок. Это будет способствовать и решению такой острой проблемы, как оставление без движения поездов на подходах к припортовым железнодорожным станциям, констатирует В. Морозов.

В рамках выстраивания эффективной логистики интермодальных перевозок железные дороги в тесном сотрудничестве с морским транспортом развивают комбинированные паромные переправы на направлениях Усть-Луга – Балтийск – Засниц и Кавказ – Поти. В мае этого года планируется подписать с турецкими партнерами соглашение о запуске железнодорожно-паромного сообщения Кавказ – Самсун.

Для ускорения пропуска транзитных грузов по территории России, в том числе для ликвидации проблемных ситуаций, связанных с прохождением таможенных процедур на пограничных переходах, ОАО «РЖД» проводит работу по повышению эффективности взаимодействия с таможенными органами на базе единого электронного документооборота.

Важным рычагом влияния на развитие российских железных дорог в рамках Евро-азиатской транспортно-логистической системы является осуществление тесного конструктивного взаимодействия с международными организациями в сфере транспорта.

Но при этом, резюмирует В. Морозов, существует ряд проблем, требующих активного диалога и решений на международном уровне. Это обеспечение эффективной интеграции железнодорожных систем России, ЕС и сопредельных стран в условиях проводимых реформ железнодорожного транспорта; определение совместных мер в части гармонизации нормативно-правовой базы; разработка совместных программ по согласованному развитию терминально-логистической и железнодорожной инфраструктуры; выработка единых принципов формирования сквозных железнодорожных тарифов при перевозках с участием ОАО «РЖД» и железнодорожных компаний стран Европы и Азии.

Также, по его мнению, требует дополнительных действий привлечение масштабных долгосрочных инвестиций за счет создания межгосударственных инвестиционных компаний, позволяющих концентрировать ресурсы на ключевых направлениях и не допускающих ущемления интересов отдельных стран; создание логистических операторов, оказывающих комплекс лицензированных транспортных, складских, таможенно-брокерских и координационных услуг; внедрение высокоэффективной информационной среды для отслеживания дислокации грузов в любой момент времени; создание «железнодорожных портов» в промышленных и транспортных центрах России, в странах Азии (прежде всего в Китае) и Западной Европы.

РЖД-Партнер; 07.04.10