23.05.05

Слияние неизбежно

Идея объединить два крупнейших в России пароходства - "Совкомфлот и "Новошип нашла поддержку в Кремле. Как стало известно "Ведомостям , еще в прошлом году президент Владимир Путин поручил правительству проанализировать целесообразность этой сделки. Правительство еще не определилось. Зато эксперты советуют чиновникам создать пароходство-гигант. Идея объединения "Совкомфлота и "Новошипа обсуждается уже несколько лет.

Впервые она была озвучена в 2000 г. тогда еще главой Минтранса, а ныне гендиректором "Совкомфлота Сергеем Франком. Пять лет назад он предложил объединить "Совкомфлот , "Новошип и Дальневосточное морское пароходство (ДВМП). В 2002 г. Франк вновь предложил правительству создать шиппинговый гигант, но уже без приватизированного ДВМП. Тогда проекты Франка не нашли поддержки правительства. Но летом прошлого года тема объединения "Совкомфлота и "Новошипа снова стала обсуждаться в аппарате правительства. Чиновники заявляли, что обсуждение носит "неформальный характер . Однако по рынку поползли слухи, что Белый дом завизировал сделку, вспоминает один из топ-менеджеров "Новошипа .

Чтобы выяснить это, президент "Новошипа Тагир Измайлов даже делал официальный запрос в Минтранс. В ответе замминистра транспорта Александра Мишарина говорилось, что никаких решений об объединении пароходств правительство не принимало, рассказал "Ведомостям сам Измайлов. Как выяснилось, тема слияния двух пароходств давно перестала обсуждаться лишь в кулуарах.

Еще в прошлом году Владимир Путин поручил правительству изучить целесообразность объединения "Совкомфлота и "Новошипа , рассказал "Ведомостям близкий к "Новошипу источник. Информацию о поручении президента подтвердил чиновник Минэкономразвития. "В поручении ставилась задача не разработать механизм объединения [ Совкомфлота"и "Новошипа ], а просчитать его экономическую целесообразность , - уточняет сотрудник Минэкономразвития. В ведомстве Германа Грефа скептически относятся к идее объединения двух пароходств. "В этом нет экономического смысла, потому что мы можем создать монополию на рынке перевозок, - говорит чиновник Минэкономразвития. - Возникает вопрос: что будет с другими игроками? Собеседник "Ведомостей утверждает, что Минэкономразвития и Минтранс уже написали в администрацию президента о нецелесообразности сделки.

Но замминистра транспорта, председатель совета директоров "Новошипа Александр Мишарин утверждает, что его ведомство еще анализирует возможную сделку. Более того, министерство может одобрить объединение. "Идеология укрупнения компаний нам понятна , - передал Мишарин через пресс-службу Минтранса "Ведомостям . Нравится идея Франка и Кремлю. "Это правильный проект, - говорит сотрудник администрации президента. - Вопрос ведь не стоит о слиянии как таковом - это очень долгий юридический процесс, разумное предложение - создание холдинговой структуры с управляющей компанией и сохранением операционной независимости "Новошипа и "Совкомфлота . В "Совкомфлоте рады перспективе объединения. "Сегодня надо думать не о конкуренции внутри страны, а о конкуренции на мировом рынке шиппинга, где наши компании находятся в третьей десятке , - возмущается топ-менеджер "Совкомфлота .

Но Тагир Измайлов считает, что объединение не даст искомого эффекта. Указание президента - показатель того, что работа над сделкой пойдет быстрее. Скорее всего, в ближайшее время может последовать решение об объединении пароходств, считает аналитик "Ренессанс Капитала Виктор Цховребов. "Государству нет смысла управлять двумя крупными пароходствами, их нужно либо объединить, либо продать , - говорит аналитик "ЦентрИнвеста Михаил Ганелин. "Аналог "Газпрома" на морских перевозках - отличная идея, - добавляет совладелец Московского речного пароходства Роман Троценко. - С такой компанией мы сможем влиять на мировые цены и серьезно потеснить в экспортных поставках зарубежных перевозчиков .

Ведомости