Слухи о закрытии накопителя на российско-польской границе сильно преувеличены
Желаемое за действительное выдала на днях Таможенная палата польского
города Ольштына, сообщив о закрытии площадки-накопителя "33-й километр",
расположенной на территории Калининградской области перед погранпереходом
"Багратионовск-Безледы".
Информацию распространило Генеральное консульство Республики Польша в
Калининграде. По сообщению польской стороны, решение о закрытии
накопителя, прозванного польскими водителями "сковородкой", было принято в
ходе заседания Российско-польской комиссии по вопросам погранпереходов,
которое проходило в Калининграде.
Однако факт ликвидации "сковородки" не подтвердили сами граждане,
проезжающие через границу. Хотя, по мнению польской стороны, такое решение
явилось бы переломным. Как рассказали в консульстве, площадка-накопитель
существует с 1999 года. Каждый автомобиль с польскими номерами,
направляющийся в Польшу через Багратионовск, должен заехать на нее. К
самому погранпереходу водитель имеет право проследовать только после
получения пропуска. Поляки неоднократно жаловались, что для сокращения
времени пребывания на "сковородке" с них требовали денег. Те, кто платить
отказывался, могли томиться на площадке иногда даже по нескольку суток.
Еще одна проблема возникает у водителей на другой площадке,
расположенной непосредственно перед пунктом пропуска. Выезжающие с 33-го
километра имеют в своем распоряжении две полосы. Третья полоса,
"польская", негласно является платной. За проезд по ней, как сообщают в
польском генконсульстве, необходимо раскошелиться на 20-30 долларов США, в
зависимости от наличия или отсутствия пропуска со "сковородки". Имеются
также и другие способы миновать очередь. Например, договориться с
определенным человеком, который поможет сделать заявку на прямой проезд к
пункту пропуска, без заезда на эту площадку. Или проехать "по сетке" - за
торговыми павильонами, что будет стоить 70 - 100 долларов. При этом
польские граждане дружно признают, что в течение последнего месяца
пограничное и таможенное оформление стало проходить значительно быстрее. А
потому на площадке-накопителе зачастую не бывает легковых автомобилей.
Однако работать она продолжает в прежнем режиме.
Пресс-секретарь Таможенной палаты в Ольштыне Рышард Худы высказал
недоумение, почему достигнутые в Зеленоградске договоренности не
воплотились в жизнь, и выразил надежду, что это все же случится.
- Мне указаний закрыть площадку не поступало. Так что накопитель
работает. Сейчас, к примеру, здесь находится около 60 автомобилей. Еще на
дороге стоят фуры, поскольку на площадке уже нет места. Выпускаем мы из
накопителя транспорт по мере того, как проходят пограничный и таможенный
контроль машины на самом пункте пропуска. О том, как движется очередь
возле границы, нам сообщает наша диспетчерская служба, которая там
находится.
По моему мнению, накопитель необходим, иначе бы очередь из машин
протянулась бы через весь Багратионовск. В городе и так разбиты дороги от
движения большегрузного транспорта. Если бы все эти автомобили стояли в
городе, то жители центральных улиц задыхались от выхлопных газов. Да и
мусора от водителей остается немало. А здесь на площадке у нас работает
дворник - все убирается. Кстати, попытки закрыть накопитель уже
предпринимались. Несколько лет назад он даже не работал целый месяц.
Однако потом его опять пришлось открыть, так как город столкнулся с теми
проблемами, о которых я говорил выше. К тому же в последнее время у нас на
площадке не так уж и много машин ждет своей очереди проезда к границе.
Сейчас накопитель забит, так как поляки ремонтируют одну из своих въездных
полос. После реконструкции эта очередь схлынет.
Что же касается платы, то автомобили проезжают через накопитель
бесплатно, а с водителей грузового транспорта мы берем 100 рублей. По
поводу взяток ничего сказать не могу - не сталкивался. Может быть, что-то
и присутствует. Как говорится, спрос рождает предложение. Многие поляки
везут отсюда сигареты и бензин. Им часто необходимо быстро миновать
очередь на границе, чтобы успеть пройти досмотр на польской стороне в ту
смену, когда дежурят лояльные таможенники. Вполне вероятно, чтобы пролезть
вперед, они и дают кому-либо деньги.
Российская газета 05.12.06