Слухи о запрете на правый руль увеличили ввоз иномарок в пять раз
ЗА 11 МЕСЯЦЕВ нынешнего года по сравнению с тем же периодом 2005 года
количество ввезенных автомобилей только через один Владивостокский
автотранспортный таможенный пост возросло в пять раз.
В абсолютных цифрах это выглядит так: в этом году физические лица
привезли из Японии во Владивосток 66 946 автотранспортных средств, за тот
же период 2005 года - 13 390. Доля компаний, занимающихся организованным
ввозом автомобилей, тоже возросла за этот период, но незначительно - со
123 тысяч машин в прошлом году до 128,3 тысячи сейчас. Но есть еще
автотранспортные посты в Находке, Хасанском районе, в других областях
Дальнего Востока.
Причин, без преувеличения, ажиотажного ввоза японских подержанных
машин, по мнению автодиллеров, несколько. Главная - в очередной атаке на
правый руль, вызванной намерением Госдумы рассмотреть 14 декабря
техрегламент "О безопасности автотранспортных средств", косвенно
предусматривающий запрет на эксплуатацию машин с правым рулем.
Автодилеры
эту опасность воспринимают очень реально, учитывая, что в Казахстане
эксплуатацию праворульных машин запретили. "А вдруг и у нас запретят?!"
- думают покупатели и торопятся успеть приобрести машину. Вторая - процесс
увеличения ввоза машин начался еще летом, в преддверии введения
сертификатов Евро-2. Покупатели боялись проблем с их введением и поэтому
торопились. Третья - решились покупать авто те, кто пережидал ситуацию с
введением в октябре требований экологических сертификатов Евро-2.
Оформление их урегулировано, как ожидалось, диких очередей нет, резко
стоимость автомобилей не поднялась, значит, можно покупать. Четвертая
причина - с 1 января 2007 года сравняются таможенные платежи,
уплачиваемые физическими и юридическими лицами за ввозимые грузовые
транспортные средства. Стало быть, физические лица торопятся ввезти на
территорию страны грузовики до увеличивающейся для них с нового года
таможенной пошлины. С начала нынешнего года через тот же Владивостокский
пост было ввезено 15 тысяч грузовиков, что в два раза больше, чем за
одиннадцать месяцев прошлого года. Наконец, нынче стабильной работе судов
на линии Владивосток - Япония способствует относительно теплая погода, без
штормов, которые кроме риска для собственно судоходства еще и традиционно
портили товарный вид автомобилей: морская вода заливала кузов машин,
замерзала под днищем и пр.
Такая ситуация не могла не сказаться на работе таможни. Таможенники
элементарно не успевают оформить документы и пропустить автомобили на
территорию России. В Дальневосточном таможенном управлении приняли меры
для нормализации ситуации: открыли дополнительные окна для приема
коносаментов, увеличили число сотрудников, рабочий день продлили до
двенадцати часов, и положение дел потихоньку нормализуется.
Кстати, определенную сложность для юридических лиц - покупателей
машин составляют "казахские" машины, которые теперь не нужны заказчикам,
ну раз в Казахстане на них нельзя ездить, и которые не могут пройти
границу, поскольку некому за них платить таможенную пошлину и
рассчитываться с автодилерами за транспортировку их в Россию. "Попавшие"
автопродавцы теперь разбирают на таможенном посту авто на запчасти и
декларируют ввоз запчастей.
Тем временем акции протеста автовладельцев против инициативы бывшего
главы ГИБДД Владимира Федорова, связанной с техрегламентом "О безопасности
транспортных средств", продолжаются. После маршброска трехтысячной
колонны автомашин по улицам Владивостока на прошлой неделе митинг
автомобилистов прошел в городе и в минувшее воскресенье. Масла в
дальневосточный автоогонь подлило выступление Владимира Федорова по радио,
в котором он заявил: "Нужно запретить ввоз машин с правым рулем, по
крайней мере, на 2007-2008 годы, но разрешить эксплуатировать уже
ввезенные: надо думать о размещении производства автомобилей на нашем
Дальнем Востоке, в Сибири. То есть речь идет о запуске на нашу территорию
китайских или южно-корейских производителей, которые могли бы вытеснить
японские машины".
Это позволило лидеру антикоррупционной коалиции Приморья Виталию
Береговскому сделать вывод о том, что член Комитета Совета Федерации по
экономической политике, предпринимательству и собственности "неприкрыто
лоббирует интересы китайского автомобилестроения".
Ольга Журман
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
ВЛАДИВОСТОК