31.01.23

Сможет ли финансовая льгота увеличить объемы морского грузооборота

Право на "налоговый кешбэк", то есть возможность иметь максимальную налоговую льготу, получили стивидорные компании, работающие в морском порту Санкт-Петербурга.

До 2022 года на долю санкт-петербургских "морских ворот" в Европу приходилась почти половина контейнерных перевозок в стране. В прошлом году, когда оказались разорванными налаженные логистические цепочки и изменились маршруты поставок, объемы перевалки грузов упали. Объем грузопотока снизился от 40 до 80 процентов, уточняет заместитель председателя правления РосДорБанка Анатолий Вожов.

Положительным в этой ситуации можно считать тот факт, что из 20 стивидорных компаний, где занято более девяти тысяч человек, ни одна не закрылась. Однако им приходится серьезно адаптироваться к новым условиям, перестраивать собственную инфраструктуру, переходить на другие форматы перевозки товаров. Сейчас стивидоры пробуют переориентироваться на иные виды грузов - накатные, наливные, генеральные. По мнению региональных законодателей, инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль позволит таким компаниям высвободить необходимые средства на собственное развитие и удержаться на плаву.

Однако при том что большинство экспертов отрасли поддерживают принятые решения, другие считают, что эти меры не дадут того эффекта, которого от них ожидают.

Об этом говорит, к примеру, кандидат экономических наук, эксперт аналитического центра Университета "Синергия" Екатерина Федюкович. Она считает, что сейчас не самое лучшее время для серьезных инвестиций и ждать существенного роста вложений компаний в данной отрасли не стоит.

-Известно, что в периоды экономических спадов основную величину инвестиций составляют именно собственные средства компаний, - говорит она. - Конечно, возможно привлекать и заемные средства, в том числе банковские кредиты, но, на мой взгляд, такие решения будут крайне рискованными. Инвестировать в отрасль целесообразно начиная с точки бифуркации, когда кризис достиг своего предела и дальше прогнозируется рост. Сейчас действительно может казаться, что основной спад уже прошел. Только вот рост морских поставок пока под большим вопросом.

Директор компании "АРС-практик" Антон Лысков тоже считает, что озвученных мер поддержки крайне мало. Он утверждает, что для развития и укрепления компаниям сейчас требуются иные формы господдержки. К примеру, создание свободной экономической зоны со сниженными ставками по взносам, отчисляемым с заработной платы работников, налоговые каникулы, снижение ставки по налогу на прибыль организаций до нуля и освобождение от обязанности оплаты либо снижение ставок пошлины по востребованным на территории страны группам товаров.

-Именно такие действия дали положительную динамику в свободных экономических зонах на Дальнем Востоке, а также в Республике Крым, - напомнил он. - Результаты их применения выразились в росте товарооборота, увеличении количества рабочих мест, повышении средней заработной платы в отрасли. Кроме того, они послужили привлечению инвестиций и укрупнению бизнеса на этих территориях.

С тем что в сегодняшних реалиях "налогового кешбэка" будет недостаточно, согласна и управляющий партнер CPO Group Анна Коняева.

-Несмотря на позитивную оценку закона, отметим, что возможность стивидорных компаний воспользоваться вычетом лишь в малой степени поможет исправить положение и, конечно, глобально не устранит последствий европейских санкций, - считает эксперт. - Полагаем, что в первую очередь государству необходимо направить усилия на поиск альтернативных способов увеличения грузооборота порта.

По ее мнению, неплохим решением стала бы поддержка уже высказываемых инициатив об организации прямой грузовой морской линии между портом Санкт Петербург и портом-хабом в дружественном государстве, об организации новых логистических коридоров через порты российских регионов.

Словом, так или иначе, предприятиям, обслуживающим Большой порт, придется искать новые решения.

По мнению Анатолия Вожова, на сегодняшний день это будет, скорее всего, переориентация с контейнерных перевозок на насыпные.

-Упор сделан на поставки зерна как товара, имеющего минимальные риски попасть под санкции из-за дефицита продовольствия в мире, - говорит он. - В связи с этим уже начато строительство зерновых терминалов в Высоцке и Усть-Луге, требует расширения терминал Большого порта. Но компаниям, обслуживающим работу терминалов по перевалке нового вида грузов, потребуются модернизация и замена имеющегося технического парка. Процесс дорогостоящий, требующий значительных инвестиций. Вот почему законодательная инициатива по включению отрасли в список направлений, имеющих право на инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, выглядит актуальной и полезной.

Это позволит отчасти нивелировать последствия антироссийских санкций, но, как подчеркнул эксперт, вернуться к прежним объемам грузопотока в ближайшие годы вряд ли получится.

Российская газета