21.10.09

Смычка бизнеса и таможни

Руководство Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) нашло способ частично выполнить задачу по переносу таможенного оформления грузов к границам России. Так как денег на строительство своих терминалов у таможни нет, принято решение сделать посты в уже созданных бизнесом логистических комплексах.

Начальник СЗТУ Михаил Прокофьев заявил, что в рамках реализации концепции по переносу таможенного контроля к границам России в 2010 году на Северо-Западе заработают 4 новых таможенных терминала. По его словам, два терминала будут функционировать на Выборгской таможне, один – в Бурачках (граница с Латвией) и один — в городе Багратионовск Калининградской области (граница с Польшей).

Кроме того, отметил Прокофьев, ведутся активные переговоры с главами субъектов федерации по созданию таких терминалов и в других приграничных точках. «Создание терминалов у границ способствует, кроме всего прочего, и созданию новых рабочих мест в регионах. Нельзя также забывать и об околотаможенной составляющей», — заметил глава СЗТУ.

Однако все терминалы, анонсированные Прокофьевым к открытию, уже действуют как крупные коммерческие логистические комплексы. Так, в Калининградской области на базе склада временного хранения (СВХ) «Сириус» планируется организовать таможенный пост. Таким образом, все грузы, следующие из ЕС в область автотранспортом, будут проходить на нем таможенную очистку.

Выборгская таможня также будет расположена на двух уже существующих логистических комплексах. При этом на них уже организована работа по таможенной очистке грузов — это СВХ той же компании «Сириус», расположенный в Осиновой Роще под Санкт-Петербургом (на нем обрабатывают грузы финской компании Valio и автовозы, следующие из портов). Второй СВХ «Ростэк-Выборг» расположен в Светогорске около границы с Финляндией и создан специально для растаможки. Еще один такой склад ООО «Рус-Сервис», который также будет иметь статус «таможенно-логистического терминала» (ТЛТ), расположен вблизи МАПП «Бурачки» (Псковская область).

Что касается кадров, то по словам Михаила Прокофьева, высококлассных специалистов, трудящихся сейчас на внутренних таможенных постах, подлежащих ликвидации, в Петербурге, Ленинградской и Вологодской областях и Карелии увольнять не будут. Им предложат работу на ближайших терминальных комплексах у границ. «Народа там потребуется много, так как придется работать с большими объемами грузов в круглосуточном режиме», — отметил начальник СЗТУ.

Если с первым этапом реализации концепции все понятно — таможенный контроль будет перемещен на уже действующие площадки — то со строительством терминалов на других направлениях ясности нет. СЗТУ декларирует, что необходимо создавать новые ТЛТ на границе с Эстонией — в Кингисеппе и Печорах и на границе с Латвией в Пыталово, но когда они будут открыты — в таможне не говорят. Там нет больших коммерческих логистических комплексов.

У самого же государства денег на строительство таких объектов нет, признал на заседании экспертного совета по таможенному регулированию комитета по бюджету и налогам Госдумы депутат Александр Коган. По его данным, создание необходимой инфраструктуры одного таможенного пункта обойдется приблизительно в 1 млрд рублей. Концепция предполагает государственно-частное партнерство — 40% инвестиций от государства, 60% — от бизнеса. По словам парламентария, расчеты, обосновывающие ожидаемый экономический эффект от реализации концепции, отсутствуют.

Кроме того, в связи с кризисом грузопоток через российские границы на Северо-Западе в 2009 году упал в среднем на 37%, и вернется ли он на докризисный уровень к концу 2010 года, неизвестно. Поэтому бизнес не спешит вкладываться в строительство новых ТЛТ у границ. Видимо, поэтому Михаил Прокофьев не смог назвать точную дату начала строительства новых терминалов у границ.

Кроме переноса таможен на границы, реализация концепции поможет разгрузить переполненные контейнерные терминалы петербургского порта. Основную массу грузов, приходящих к причалам, планируется сразу грузить на машины и отправлять в так называемые «сухие порты» ( строящиеся частными компаниями), расположенные в Шушарах ( ЗАО «Логистика- Терминал», проект НКК) и Янино (проект ООО «Логистический парк Янино»). Эти площадки уже почти готовы к эксплуатации и начнут работу в режиме «сухой порт» уже в 2010 году. Изначально они строились не как объекты таможенной инфраструктуры, но в результате реализации концепции переноса таможенного контроля к границам, там будет организована таможенная очистка грузов.

Как заявил генеральный директор ЗАО «Логистика — Терминал» Владимир Одинцов, открытый склад для хранения контейнеров предназначен на 4,5 тыс. TЕU. Контейнеры могут храниться до 6-ти ярусов в высоту. Емкость терминала рассчитана на 20% годового грузооборота петербургской площадки Национальной контейнерной компании (НКК).

В Янино пока начнет работу только склад на 30 тыс. кв. метров. Строительство склада класса А для контейнеров заморожено до окончания финансового кризиса. Поэтому перемещать все контейнеры из порта сразу не получится.

Таким образом, руководство СЗТУ реализует концепцию переноса таможенного оформления к границам РФ как может. Если денег на строительство собственных терминалов нет, то можно просто создавать таможенные посты там, где есть большие коммерческие склады. Остальное можно будет строить после кризиса. Но в любом случае такой симбиоз государственных интересов с частной инфраструктурой может оказаться очень даже прибыльным и для бизнеса.

Росбалт; 21.10.09