09.06.12

Снижение импортных пошлин лишит российский бюджет $9 миллиардов

В довольно напряженном с точки зрения бюджетных доходов 2013 году Минфину придется закрывать еще одну финансовую пробоину. Вступление России в ВТО сократит в следующем году доходы казны за счет снижения импортных пошлин примерно на 310 млрд руб., сообщил в пятницу министр финансов Антон Силуанов. Это почти равно сумме нераспределенных расходов в бюджете следующего года. Похоже, что Минфин нашел причину их и не распределять.

Официальная оценка бюджетных потерь содержится в финансово-экономическом обосновании проекта закона о присоединении России к ВТО, внесенного правительством в Госдуму в четверг вечером. От снижения импортных таможенных пошлин Россия потеряет в первый год до $9 млрд. Министр финансов пересчитал вчера доллары по нынешнему курсу в 310 млрд рублей.

Примечательно, что эта сумма оказалась очень близка к оценкам главы объединяющего противников вхождения в ВТО аналитического центра «ВТО-Информ» Евгения Корчевого. В феврале этого года он говорил о 320 млрд руб. Еще в 113 млрд руб. там оценивали потери других источников пополнения бюджета — снижение вывозных пошлин, уменьшение поступлений от НДС.

Главный российский переговорщик с ВТО глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков в апреле говорил о потерях бюджета в 230–240 млрд руб., да и то в последние годы переходного периода, когда после постепенного снижения пошлин они максимально приблизятся к постоянным обязательствам России в рамках ВТО. Но вероятность даже таких потерь Медведков считал невысокой. Он приводил в пример 2002 год, когда после заметного снижения таможенных барьеров поступления в бюджет выросли, так как увеличился объем импорта и реже стали уклоняться от уплаты пошлин. В возможности подобного развития событий депутатов убеждают в ратификационных документах.

Но Минфин решил использовать аргумент ВТО для урезания части расходов бюджета. Там предлагают таким образом применить бюджетное правило, чтобы компенсировать потери, не увеличивая дефицит. Для этого полностью или частично откажутся от условно утвержденных расходов, предусмотренных в действующем бюджете на 2013–2014 годы, — 343,3 млрд и 833,6 млрд руб. соответственно.

Твердо распределенные в бюджете суммы на 2013–2014 годы «трогать не будем», заверил министр: «Мы сохраняем все расходные обязательства на 2013–2014 годы». Более того, в случае необходимости на их финансирование пойдут те средства, которые должны по бюджетному правилу направляться в Резервный фонд. Если и этих денег не хватит, будет задействован такой инструмент, как резервирование части расходов без доведения их в виде лимитов до основных распорядителей бюджетных средств. В этом году изначально лимиты не были доведены на сумму 200 млрд руб. По ведомствам они разошлись только в мае, когда в правительстве решили, что угроз для исполнения текущего бюджета нет. «Такой же подход мы можем применить и в следующем году», — сообщил Силуанов.

Различные виды резервирования средств связаны с ожиданием второй волны кризиса, полагает замдиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. Минфин создает их внутри бюджета на случай крайней необходимости. Но экономист считает, что у нас увлеклись ручным управлением экономикой, оправданным, может быть, в острую фазу кризиса. Он считает, что «правительству пора отказаться от антикризисного управления» и «было бы лучше, если бы расходование бюджетных средств находилось под большим контролем законодателей».

Сомнения у экспертов вызывают оценки потерь от ВТО. «В Таможенном союзе мы тоже теряем на поступлении пошлин», — напомнил профессор кафедры торговой политики ВШЭ Алексей Портанский. «Но шума по этому поводу нет», — замечает эксперт. Оценку в $9 млрд он считает сомнительной: «В первые 12 месяцев после ратификации соглашения у нас вообще мало какие пошлины будут снижаться». Только те пошлины, которые были временно введены в качестве антикризисных мер в 2009 году. Например, сборы на новые импортные автомобили вернутся с нынешних 30% на докризисные 25%. «Таких товаров очень немного», — отметил эксперт. При этом при подсчетах потерь не учитывается неизбежное увеличение собираемости пошлин и рост внешнеторгового оборота.

Теоретически с уменьшением пошлин должно произойти снижение цены импортных товаров. Если бы эти два процесса находились в строгой зависимости друг от друга, те же $9 млрд должен был бы сохранить в своем кошельке российский потребитель. «А как будет на самом деле, это неизвестно», — соглашается Портанский. Часть выигрыша могут получить импортеры.

Московские новости