03.07.15

Соблюдая баланс интересов

В Новосибирске под председательством статс-секретаря - заместителя руко­водителя ФТС России Татьяны Голендеевой состоялось выездное заседание коллегии ФТС России. Кроме постоянных членов коллегии в мероприятии принял участие полномочный представитель Президента РФ в СФО Николай Рогожкин.

Пилотный проект в действии

Собравшимися были рассмотрены проект Таможенного кодекса Евразий­ского экономического союза (ТК ЕАЭС) и направления совершенствования технологий совершения таможенных операций и контроля, а также вопросы соблюдения законности при принятии решений в области таможенного дела.

Коллегия ФТС России отметила, что разработка проекта ТК ЕАЭС проводит­ся для дальнейшего совершенствова­ния таможенного администрирования и устранения барьеров для развития внешней торговли при соблюдении ба­ланса интересов бизнеса и государства. В проекте ТК ЕАЭС нашли отражение новые подходы, которые окажут значи­тельное влияние на развитие таможен­ного администрирования. Наиболее значимыми из них являются возмож­ность подачи таможенной декларации без представления таможенному орга­ну документов, на основании которых она заполнена, в случаях, когда такие документы могут быть получены из ин­формационных систем выдавших их го­сударственных органов, и сокращение сроков принятия решения о регистра­ции либо отказе регистрации таможен­ной декларации с двух часов до одного часа.

Предусмотрено также сокращение сроков выпуска товаров до четырех ча­сов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам про­верки таможенной декларации в рам­ках системы управления рисками (СУР) не рекомендовано проведение тамо­женного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо других форм таможен­ного контроля, связанных с проверкой товаров.

При этом предусматривается со­вершение таможенных операций, свя­занных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров ин­формационными системами таможен­ных органов в автоматическом режиме. В этом случае срок выпуска товаров будет составлять не более 20 минут с момента регистрации декларации на товары (для товаров, в отношении ко­торых в автоматизированном режиме признаков риска не выявлено).

Сейчас ФТС России начата реализа­ция пилотного проекта по внедрению технологии автоматического выпуска. На 97 таможенных постах проводится эксперимент по реализации технологии автоматической регистрации таможен­ной декларации, поданной в виде элек­тронного документа. Такая технология применяется в отношении товаров, по­мещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозной та­моженной пошлиной.

В проект ТК ЕАЭС включены положе­ния об использовании таможенными органами СУР при проведении тамо­женного контроля как до, так и по­сле выпуска товаров. Предусмотрено категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесе­ния их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска для диф­ференцированного применения мер по минимизации рисков. Унифициро­ван порядок проведения таможенных проверок и применения других форм таможенного контроля после выпуска товаров.

Для того, чтобы исключить уклоне­ние проверяемого от проведения та­моженного контроля после выпуска товаров, в проекте ТК ЕАЭС дополнены перечни прав и обязанностей долж­ностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении та­моженной проверки. Оптимизирован подход к регламентации положений о применении запретов и ограничений.

Как стать уполномоченным?

Кардинальные изменения коснулись института уполномоченного экономи­ческого оператора (УЭО). Унифициро­ваны условия включения в реестр УЭО, расширен перечень лиц, которые могут претендовать на присвоение статуса УЭО, введены три типа свидетельств о включении в реестр УЭО. Кроме того, предусматривается применение новых специальных упрощений на всей тер­ритории ЕАЭС в зависимости от типа свидетельства о включении в реестр УЭО. Статус УЭО будет признаваться на всей территории ЕАЭС с учетом прин­ципа президентства».

Включение ряда норм в проект ТК ЕАЭС обусловлено результатами рабо­ты, проводимой в рамках «дорожных карт» национальной предприниматель­ской инициативы «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зару­бежных стран и поддержка экспорта». Так, проектом ТК ЕАЭС предлагаются создание института экспортного та­моженного представителя, введение информирования о стоимости услуг таможенных представителей для со­кращения издержек бизнеса на оплату услуг представителей.

Кроме этого, по инициативе ФТС Рос­сии в проект ТК ЕАЭС включена норма, которая позволит декларировать това­ры, экспортируемые в международных почтовых отправлениях с применением документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза.

С принятием ТК ЕАЭС предполага­ется дальнейшее сокращение коли­чества документов, необходимых для совершения таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств через российский участок та­моженной границы Таможенного со­юза, а также сроков для совершения таможенных операций и осуществле­ния таможенного контроля.

Одним из основных инструментов построения эффективной системы регулирования внешнеэкономиче­ской деятельности (ВЭД), в соот­ветствии с проектом ТК ЕАЭС, явля­ется механизм «единого окна». Под этим понимается механизм взаимо­действия между государственными органами, регулирующими внеш­неэкономическую деятельность, и участниками ВЭД, который позво­ляет предпринимателям однократно представлять документы для их после­дующего использования государственными орга­нами при проведении го­сударственного контроля.

Проведение дальнейшей работы по совершенство­ванию таможенного адми­нистрирования возможно только при условии эф­фективного функциониро­вания системы межведом- ^^^^Bl ственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Н На сегодняшний день ФТС России обеспечен переход на использование СМЭВ Н для обмена информацией Л о выданных лицензиях и иных разрешительных до- Н^^Вь кументах и совершения таможенных операций в электронном виде. Разра­ботано 47 технологических карт межведомственно- ^^^^ ™

го взаимодействия (ТКМВ). Из них 46 ТКМВ - с 34 заинтересованными фе­деральными органами исполнительной власти и одна ТКМВ - с ТПП РФ.

В связи с этим ФТС России предстоит реализовать масштабные мероприятия по совершенствованию технологий совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, предусмотренные проектом ТК ЕАЭС, планами мероприятий («Дорожными картами») «Совершенствование тамо­женного администрирования» и «Под­держка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

Новые подходы - новые решения

По второму вопросу заседания - со­блюдению законности при принятии таможенными органами Российской Федерации и их должностными ли­цами решений, совершении ими дей­ствий (бездействия) при осуществле­нии функций в области таможенного дела, коллегия отметила, что сейчас государственная политика развива­ется по пути снятия неоправданных административных барьеров и упро­щения административных процедур как для физических, так и для юри­дических лиц. В связи с этим колле­гия считает актуальным рассмотре­ние вопроса о возможном упрощении процедуры обжалования решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, предусмотренной главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О тамо­женном регулировании в Российской Федерации».

Формируя новые подходы к поряд­ку обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области тамо­женного дела, следует учитывать, что помимо названного направления за­конность принятых решений, действий (бездействия) проверяется с помощью инструментов ведомственного контро­ля.

На заседании была отмечена акту­альность вопросов, связанных с вы­бором таможенными органами объек­тов для проведения ведомственного контроля, в том числе необходимость внедрения практики использования при отборе объектов для его прове­дения данных из информационных систем, позволяющих должностным лицам работать оперативно и систе­матизировано, что, будет способство­вать переходу на качественно новый уровень работы.

Ввиду смещения акцентов тамо­женного контроля на этап после выпуска товаров, особенно акту­альным становиться ведомственный контроль решений, принятых по ре­зультатам контроля после выпуска товаров. Совершенствование дея­тельности по рассмотренным направ­лениям позволит повысить уровень законности принимаемых решений (совершаемых действий) в сфере та­моженного дела.

По итогам заседания коллегия ФТС России наметила конкретные меры по решению обсужденных вопросов.

Журнал "ТАМОЖНЯ" № 13 [372] июль 2015