Состоялось заседание Коллегии ФТС России
29 апреля руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов
провел заседание Коллегии ФТС России, где были обсуждены шаги по
формированию таможенного союза Россия-Белоруссия-Казахстан и вопросы
обеспечения системы торговых ограничений и валютного контроля. В работе
Коллегии принял участие председатель ГТК Республики Беларусь Александр
Шпилевский.
В работе по формированию таможенного союза таможенные органы России
опираются на установки Концепции внешней политики Российской Федерации,
утвержденной Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 12 июля 2008
года: <:Россия будет: активно работать в рамках Евразийского экономического
сообщества (ЕврАзЭС) с Белоруссией и Казахстаном над созданием Таможенного
союза и единого экономического пространства, содействовать подключению к
этой работе других государств - членов ЕврАзЭС; принимать меры по
дальнейшему укреплению ЕврАзЭС как ядра экономической интеграции:>
Таможенный союз предполагает отмену таможенных пошлин во взаимной торговле
товарами, происходящими с единой таможенной территории или происходящими из
третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной
территории, а также не применение ограничений экономического характера (за
исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер).
Таможенный союз также предполагает применение единого таможенного тарифа в
торговле с третьими странами и проведение относительно них единой таможенной
политики. Кроме того, в таможенном союзе действует единое законодательство в
области таможенного дела и функционирует единая система управления
таможенным администрированием.
Коллегия ФТС России обсудила вопросы создания Координационного совета
руководителей таможенных служб таможенного союза - наднационального
коллегиального органа, принятия Таможенного кодекса таможенного союза,
внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, предложений по
реализации Комиссией таможенного союза функций в области таможенно-тарифного
и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, проекта
международного соглашения о принципах привлечения к уголовной и
административной ответственности за совершение преступлений и
административных правонарушений, мероприятий по развитию информационных
систем, методологии ведения статистики внешней торговли и статистики
взаимной торговли, а также иные актуальные задачи организации таможенного
администрирования в рамках таможенного союза.
Таможенные органы играют существенную роль в системе обеспечения соблюдения
запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, и валютного контроля.
Таможенные органы в соответствие с компетенцией предпринимают все
необходимые меры по обеспечению должного уровня соблюдения законодательства,
но их усилия могут стать неэффективными в случает усиления угроз
экономической безопасности России.
Угрозу экономической безопасности страны продолжают составлять незаконные
действия участников внешнеторговой деятельности и негативное воздействие со
стороны стран-контрагентов. Позиции добросовестного отечественного
производителя могут страдать вследствие наличия на внутреннем рынке большого
количества иностранных товаров, к которым не были применены или были
частично использованы меры экономической политики. Осуществление
государственного контроля в некоторых областях делегировано коммерческим
организациям (органам сертификации, центрам экспертиз и т.п.) Перечни
продукции, представляющей потенциальную угрозу причинению вреда,
актуализируются не своевременно. Существующая система обеспечения
государственного регулирования внешнеторговой деятельности противоречива и
разветвлена, не всегда учитывает специфику перемещения товаров через
таможенную границу.
В настоящее время ежегодно таможенным органам предъявляется свыше 12 млн.
разрешительных документов, выданных различными государственными и
уполномоченными органами. Каждая ГТД (грузовая таможенная декларация)
включает сведения о 4-6 разрешительных документах. Ежедневно таможенными
органами проверяется более 60 тысяч документов. Только в 2008 году
таможенные органы выявили свыше 13 тысяч недействительных документов,
представленных для целей таможенного оформления (сертификаты соответствия -
свыше 70 процентов, санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства
о госрегистрации - около 25 процентов, лицензии и другие разрешительные
документы - 5 процентов).
Коллегия ФТС России решила, что в целях повышения эффективности таможенного
контроля в области торговых ограничений и валютного контроля, а также
противодействия усиливающимся угрозам экономической безопасности страны,
необходимо разработать концепцию, которая определит долговременные шаги (до
2020 года) таможенных органов по выполнению стратегических задач,
поставленных руководством страны.
Пресс-служба ФТС РФ 29.04.09