28.09.11

Совещание в Бресте: железнодорожники трех стран поговорили о логистике

На прошлой неделе в Бресте прошло совещание представителей железных дорог Украины, Белоруссии и Литвы. Главной темой обсуждения на совещании была проблема повышения эффективности использования подвижного состава. Делегацию УЗ возглавлял заместитель гендиректора Петр Науменко.

По мнению представителей УЗ, Белорусской (БЧ) и Литовской железных дорог одним из основных факторов нестабильного обеспечения грузоотправителей подвижным составом является «непроработка» логистики при заключении экспортных договоров поставки грузов, что и приводит к заведомо прогнозируемым задержкам вагонов по маршруту следования.

В частности, на совещании обсуждалась проблема переадресовки белорусских вагонов по станции Коростень. Кроме того, что БЧ несет убытки при оплате за взятые в аренду вагоны, подпадающие под процедуру переадресовки, но и оформление документов при этом осуществляется зачастую без внесения необходимой информации или неправильно, из-за чего вагоны после выгрузки следуют в адрес несогласованных с БЧ станций, где они простаивают в ожидании разбирательств.

Другим серьезным фактором, мешающим повышению эффективности использования подвижного состава, как было отмечено на совещании, является координация работы железных дорог и портов. В частности, был затронут вопрос выгрузки цистерн в портах. Как показывает практика прошлых лет, негативное влияние на оборот цистерн особенно в зимний период оказывают длительные простои вагонов в ожидании приема терминалом. Тот факт, что железнодорожные тарифы и сборы значительно ниже портовых сборов позволяет использовать брошенные поезда на подходе к портовым станциям как «склад на колесах». Ситуация осложняется еще и длительным процессом таможенного оформления грузов. Составы вынуждены простаивать в зимний период до 30 суток. Из-за подобных заторов, Белорусской железной дороге приходится отказывать грузоотправителям в дополнительных перевозках. Было отмечено, что цистерны, длительно простаивающие в ожидании выгрузки, могли бы быть использованы в перевозках нефтепродуктов.

В итоге, участники совещания пришли к общему заключению, что контроль за дислокацией вагонов на территории железнодорожных администраций, осуществление погрузки вагонов только в направлениях предварительно оговоренных сторонами без введения каких либо запретов и санкций позволяет эффективно использовать подвижной состав и обеспечить потребности грузоотправителей и грузополучателей в полном объеме.

По итогам совещания по данному вопросу было принято следующее решение:

- рекомендовать сторонам не вводить запреты на погрузку в вагоны инвентарного парка при погрузке назначением на железнодорожные администрации Укрзализныци, Белорусской железной дороги и АО «Литовские железные дороги», в целях обеспечения подвижным составом грузоотправителей и грузополучателей;
- обеспечить своевременный возврат вагонов инвентарного парка сторон в порожнем или груженом состоянии на территорию стороны являющейся собственником вагона;
- рассмотреть возможность максимального использования вагонов инвентарного парка сторон в кольцевых маршрутах;
- разрешить использование порожних вагонов инвентарного парка сторон для разовой загрузки в попутном направлении назначением на станции ближайшие к администрации собственницы вагонов и далее гарантированного следования указанных вагонов на территорию страны собственницы вагонов в период действия режима срочного возврата вагонов;
- рассмотреть вопрос улучшения организации таможенного оформления грузов в целях сокращения простоя и оборота вагонов инвентарного парка сторон;
- украинской стороне направить в адрес БЧ информацию о параметрах вагонов с признаком «годен для курсирования по УЗ» для принятия решения о возможности приема вагонов, отгружаемых со станций Украины, назначением на станции Белорусской железной дороги;
- с целью сокращения времени на таможенное оформление грузов на пограничном переходе Словечно - Бережесть, создать совместную рабочую группу специалистов УЗ и БЧ по организации предварительного информирования таможенных органов.

Транспортный бизнес