06.05.05

Создается лесопромышленный холдинг... решением сверху

Примерно два года назад руководство Карелии объявило о создании программы по совершенствованию управления лесопромышленным комплексом (ЛПК), направленной на повышение основной отрасли местной экономики. В республиканском правительстве документ объявили революционным . Однако, похоже, чиновники поторопились с оценками: несмотря на некоторые положительные тенденции в ЛПК, о революции в карельском лесу говорить не приходится. Все потому, что поставка за рубеж круглого леса объективно для лесопромышленников выгоднее, чем развитие производства пиловочника внутри республики.

При этом стоит помнить: доля лесной отрасли в формировании бюджета республики, которая в советское время давала изрядную часть экспортного леса и целлюлозы, по-прежнему невелика (около 10%), а крупнейшими арендаторами лесфонда остаются местные компании ( Карелле-спром , Запкареллес и Муезерский ЛПХ ), которые получили почти треть лесных угодий, предназначенных для передачи в долгосрочную аренду. Объединение же ОАО Сегежский ЦБК , ОАО Кондопога и холдинга Кареллеспром в региональную вертикально интегрированную структуру утонуло в бесконечных переговорах и согласованиях.

Кому достанется лес

Пожалуй, единственное, чего удалось добиться карельским властям за минувшие 1,5-2 года - это передачи более половины лесного фонда республики в долгосрочную аренду по конкурсу, причем на тех условиях, которые были предусмотрены в программе. В соответствии с этим документом получить в Карелии лес на длительный период можно лишь имея четкий бизнес-план на освоение расчетной лесосеки. При этом потенциальный арендатор должен располагать мощностями по переработке древесины, встать в республике на налоговый учет и обязаться отчислять не менее 10% арендной платы на социальное развитие территории, где он намерен заниматься лесным бизнесом. Условия, прямо скажем, не слишком привлекательные для лесопромышленников, но учитывающие интересы лесных поселков республики.

Еще в прошлом году карельское руководство опасалось, что в России будет принят новый Лесной кодекс, предполагающий распределение лесных ресурсов страны через аукционы, причем условия на них диктовала бы Москва. В этом случае республиканские власти не смогли бы выдвинуть арендаторам никаких собственных требований, а решающим аргументом в борьбе за лесные участки стала бы цена. Не трудно представить, что ждало бы тогда традиционных лесопользователей Карелии с их декларируемыми скромными финансовыми возможностями. Однако проект нового Лесного кодекса неожиданно забуксовал , и республиканским властям удалось использовать текущий момент - передать в долгосрочную аренду более 5 млн. кубометров ежегодного лесопользования из 6,5 млн. кубометров установленного объема выпуска.

Насколько рачительными окажутся хозяева лесов, покажет время. Пока известно только, что бизнес-планы арендаторов предусматривают увеличение к 2010 году доходов их предприятий на 80%, при этом поступления в бюджет и внебюджетные фонды должны вырасти более чем вдвое. Отслеживание бизнес-планов, по утверждениям чиновников, проводится уже сегодня. Их невыполнение может повлечь за собой расторжение договоров аренды. Другим положительным результатом реализации правительственной программы можно считать значительный рост инвестиций в местный ЛПК. Объем инвестиций нынешнего года, по прогнозам экспертов, должен составить не менее 9 млрд. рублей. Так ли это будет - покажут итоги текущего года. При этом приток инвестиций, а в 2004 году он составил 4,5 - 5 млрд. рублей, эксперты объясняют условиями долгосрочной аренды леса, которые заставляют лесопользователей вкладывать средства в развитие глубокой переработки древесины.

Условия согласовываются...

Однако если в передаче лесов в долгосрочную аренду по конкурсу карельским властям удалось преуспеть, то в решении такой стратегической задачи, как создание региональной вертикально интегрированной структуры в местном ЛПК, пока никакого прогресса не наблюдается. Программа, разработанная в правительстве республики, предполагала объединение Сегежского и Кондопожского ЦБК и акционерного холдинга Кареллеспром , контрольный пакет которого находится в руках республиканского правительства, в единый холдинг. По замыслу авторов программы, это позволило бы защитить стратегические предприятия Карелии от поглощения их международными финансово-промышленными группами. К тому же, объединение двух целлюлозно-бумажных комбинатов и крупнейшей лесозаготовительной компании республики, как предполагалось, поспособствует более эффективному и комплексному использованию местного лесного фонда, поскольку Сегежский ЦБК потребляет в основном сосновую древесину, Кондо-пожский - еловую, а Кареллеспром является ведущим оператором на сырьевом рынке региона. Договор о намерениях между руководителями предприятий был заключен, но с тех пор практически никаких новых шагов в этом направлении сделано не было. До сих пор процесс объединения компаний завис на уровне предварительных переговоров. При этом выдвигаются разные варианты объединения и выстраивания этой вертикально интегрированной структуры. Пока идет обсуждение форм и методов вхождения сторон. Судя по всему, принятие решения по этому вопросу может быть достигнуто только после того, как всем трем вполне самостоятельным юридическим лицам удастся найти взаимоприемлемую форму объединения, которая устроила бы их всех. Поиски решения продолжаются. Между тем, до оговоренных в программе сроков объединения, времени остается все меньше, а участники объединения словно боятся сглазить предстоящее слияние и практически никак не упоминают о нем. Mj;tn быть потому, что процесс пока важнее результата ?

Объединение подтолкнут извне?

При этом высоким договаривающимся сторонам стоило бы помнить: с 1 марта 2005 года Евросоюз ввел специальную сертификацию продуктов переработки древесины. Эта мера, по мнению разработчиков документа, должна воспрепятствовать контрабандным поставкам лесного сырья из России на рынок ЕС. Поскольку, по данным европейской статистики, с конца 1980-х годов и до примерно 2001-2002 годов около половины ежегодного лесоэкспорта из РФ составляли нелегальные контрабандные поставки, не регистрируемые российскими таможенными органами.

Однако, как полагают специалисты Минприроды и ФТС России, причина принятия сертификатов состоит в другом. В настоящее время проблема контрабандных поставок леса из России уже не является актуальной, хотя бы потому, что за последние 2-2,5 года большая часть российского лесоэкспорта легализовалась, приняв на вооружение относительно законные схемы оптимизации налогообложения и таможенных сборов. Поэтому в реальности решение Брюсселя можно расценивать только как меру, направленную прежде всего против дешевого российского лесосырья. Его экспортные поставки из РФ по темпам роста в последние годы стабильно занимают одно из первых мест в мире. В итоге давно запланированный удар Евросоюза приходится отнюдь не по контрабанде, а по вполне цивилизованному российскому бизнесу.

Вводимые Евросоюзом меры, призванные пресечь контрабанду в страны Евросоюза древесины, существенно повлияют и на ценовую политику в сфере ее импорта. Дело в том, что как минимум треть ежегодно ввозимых в нашу страну из Европы продуктов лесопереработки по-прежнему составляют товары, изготовленные из российского же сырья. В том числе по евромебели этот показатель достигает 45-50%. На сегодня сложилась ситуация, что рентабельность вывоза из России упомянутых сырья и полуфабрикатов примерно на 50% выше по сравнению с рентабельностью их внутрироссийской переработки. Это главный фактор всевозможного экспорта российского лесосырья и растущих объемов импорта товаров глубокой переработки леса, в том числе российского.

В такой ситуации, разумеется, многочисленные ведомственные постановления и сценарии развития отечественного лесного комплекса должного эффекта не дают. Нет пока и четкой нормативно-законодательной базы по регулированию экспорта/импорта лесотоваров, ответственности за недостоверную информацию по экспортно-импортным сделкам с лесопродуктами .

Складывается впечатление, что обеспечить в ближайшее время в этом секторе экономики и внешней торговли информационную прозрачность и должный контроль едва ли удастся без участия Счетной палаты РФ. Ей, кстати, удалось в свое время пресечь нарушения в алюминиевой промышленности России, особенно - в экспорте/импорте толлинговых ( давальческих ) бокситов и глинозема. Вероятно, этот опыт стоит перенести и на лес.

Василий ПАВЛОВ
Журнал "Таможня" 8 от 26 апреля 2005г.