10.11.06

Социальный метод против коррупции

В последние время тема коррупции вышла на первый план на самых разных уровнях общественных отношений: международных, национальных, территориальных, отраслевых, межличностных. Недаром в нынешнем ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин особое внимание обратил на борьбу с этим злом. Своими взглядами на проблему с читателями журнала "Таможня" делится начальник ОСБ Татарстанской таможни Дмитрий ЛОГАШИН.

Пристальное внимание к проблеме коррупции обусловлено осознанием того факта, что она теснейшим образом связана с неэффективностью политических систем, государственного управления, правоотношений, общественных отношений и морали. Идет определенный рост коррупции и организованной преступности, их проникновение в ключевые отрасли экономики. Политика государства в данной сфере должна быть направлена на недопущение перехода экономической преступности в новое качество - криминализации всей экономической системы государства, которая означает переход процессов регулирования и контроля хозяйственной деятельности к организованным преступным структурам.

Нечетко сформулированные правила, чрезмерное регулирование и повсеместный контроль дают должностным лицам исключительную власть, создают широкие возможности для взяточничества и присвоения принадлежащих обществу материальных ценностей. Обладание административной властью представляет широкие возможности для злоупотреблений, будь то в форме протекционизма или незаконного приобретения различных социальных благ и разного рода привилегий.

В Татарстанской таможне этому злу противостоит отдел собственной безопасности, одной из функций которого является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере таможенного дела, а также установление лиц их готовящих, совершающих и совершивших, в том числе из числа таможенников. Только за первое полугодие 2006 года по материалам ОСБ возбуждено восемь уголовных дел в отношение трех сотрудников таможенных органов и двух физических лиц. Из них семь - коррупционной направленности.

С сожалением приходится констатировать, что уголовные дела возбуждены в отношении таможенников, призванных защищать экономические интересы Российской Федерации. Однако они избрали другой путь, порочащий и дискредитирующий, как таможенные органы в целом, так и всех их коллег, служащих честно и безупречно.

Вполне возможно, что данные уголовные дела послужат хорошим уроком для тех, кто сегодня "колеблется".

В Германии чиновник, уволенный с государственной службы из-за причастности к коррупции, снова оказывается на старте своей трудовой деятельности, то есть с нулевыми показателями на своих пенсионных, страховых и прочих социальных счетах. В таких условиях брать взятки становится не только сомнительным, но и экономически невыгодным делом.

Правда, очень уж велик соблазн коррупции на фоне низкой заработной платы... На мой взгляд, корень коррупции кроется в экономической плоскости. Для значительного числа чиновников побудительным мотивом оставаться на государственной службе является возможность злоупотребления служебным положением.

Несмотря на все предпринимаемые меры по борьбе с коррупцией, риск, сопряженный с должностными правонарушениями, несопоставим с теми материальными преимуществами, которые приобретает чиновник в результате своих противоправных действий. Естественно, с увеличением заработной платы государственных служащих взяточничество может в определенной степени утратить свою привлекательность и масштабы. Однако отмечу, что коррупция и другие противоправные действия определяются не только величиной заработной платы и боязнью потерять ее как основной источник доходов в случае увольнения, но и всей системой экономических и социальных гарантий, которыми располагает чиновник в настоящее время и будет располагать при уходе на пенсию. Иначе говоря, экономический риск чиновника должен быть связан не только с потерей стабильной заработной платы, но и с риском утраты социальных гарантий в настоящем и будущем, т.е. аннулированием (как это сделано в Германии) тех взносов, которые осуществляет государство во всевозможные (пенсионные, страховые и др.) фонды.

В результате чиновник, уволенный с государственной службы, снова оказывается на старте своей трудовой деятельности, то есть с нулевыми показателями на своих пенсионных, страховых и прочих социальных счетах. В таких условиях брать взятки становится не только сомнительным, но и экономически невыгодным делом.

Также понизить уровень коррупции в стране может упорядочивание деятельности органов государственного управления. Нужно упрощать правовые нормы, делать их понятными и общедоступными. Санкция в отдельной норме права должна иметь как можно меньший диапазон. Чиновник только обеспечивает выполнение закона, у него должна быть минимальная возможность для проявления своей личной воли.

Борьба с коррупцией будет тем действеннее, чем стабильнее экономическая ситуация в целом, чем выше социальные гарантии населения, чем более развиты демократические институты и традиции в обществе. Достижение такого уровня общественного развития сможет свести коррупцию до минимума, сделать ее социально безопасной.

Журнал "Таможня"