18.04.06

Список беспошлинного оборудования будет расширен

ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ пошлины - один из важнейших инструментов регулирования внешней торговли. Для России он приобретает сегодня особое значение. Страна решительно намерена изменить структуру своего экспорта: вступив в ВТО, еще глубже интегрироваться в мировое разделение труда.

О проблемах, возникающих на этом пути, корреспонденту Прайм-ТАСС рассказывает заместитель директора Департамента торговых переговоров минэкономразвития Андрей КУШНИРЕНКО.

- Как вы оцениваете точку зрения некоторых экспертов, что длительный переговорный процесс по присоединению к ВТО сдерживает развитие внешнеэкономических связей России, так как требуется держать тарифы на высоком уровне?

- В некотором смысле это действительно так. Сейчас средневзвешенная ставка импортного тарифа в России составляет 10,5-11 процентов. Но в то же время процесс корректировки пошлин в России не прекращался никогда.

Самый яркий пример - это отмена пошлин на технологическое оборудование.

- Планируется ли установление сезонных пошлин на нефтепродукты? Возможны ли изменения в системе установления экспортных пошлин на нефтепродукты, в частности, одновременное введение пошлин на нефть и нефтепродукты?

- Идея о введении сезонных экспортных пошлин на нефтепродукты неоднократно высказывалась ФАСом, но пока не нашла поддержки в других министерствах и ведомствах по ряду причин. Учитывая географические особенности страны, в первую очередь надо определиться, что такое сезон в России. Диапазон отопительного сезона, посевных и уборочных работ очень широк. Например, на юге страны уже начинается посевная, а на Камчатке еще продолжается отопительный сезон. И, во-вторых, что может помешать нефтяным компаниям заранее подготовиться к введению повышенных сезонных пошлин, например, минимизировав потоки нефтепродуктов и увеличив вывоз нефти?

Что касается изменения в системе установления экспортных пошлин на нефтепродукты, то пока никаких конкретных планов нет, хотя они возможны.

Изменение системы потребует внесения поправок в действующее законодательство. Необязательно, в принципе, и одновременное введение пошлин на нефть и нефтепродукты. Несмотря на то, что экспортные пошлины на нефтепродукты вводятся с некоторым запозданием, чем на нефть, в годовом исчислении общий объем платежей выравнивается.

- Будут ли отменены импортные пошлины на нефтепродукты? Есть ли расчеты экономической эффективности этой меры?

- Мысли на этот счет время от времени возникают. Но особая экономическая эффективность такой меры не очень просматривается, потому что, во-первых, импортная пошлина на нефтепродукты составляет всего 5 процентов, и она не является регулирующей и фискально обременительной. Во-вторых, существует такое понятие, как определенная зависимость между расположением НПЗ и экономической эффективностью поставок нефтепродуктов, которые на нем вырабатываются, - это порядка 900-1200 километров. На таком расстоянии от России только заводы в Белоруссии, Украине, Финляндии. В середине 90-х годов, при всплеске внутренних цен, в северо-западные регионы России поставлялся бензин из Финляндии. Но с учетом структуры российского рынка нефтепродуктов, которая не очень допускает конкуренцию, эти поставки очень быстро прекратились.

- Какие изменения предполагается ввести в отношении "лесного" экспорта?

- Еще осенью 2005 года межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике одобрила план поэтапного увеличения экспортных пошлин на необработанную древесину. В частности, с 31 мая 2006 года произойдет увеличение специфической ставки вывозной пошлины на лес-кругляк с 2,5 до 4 евро за кубометр при сохранении адвалорной составляющей в 6,5 процента. А с 1 июля 2007 года предполагается дальнейшее увеличение ставки вывозной таможенной пошлины до 10 процентов от таможенной стоимости, но не менее 6 евро за 1 кубометр на некоторые виды необработанных лесоматериалов, в том числе на березовое сырье, кроме балансов березовых и хвойных пород. Все эти меры направлены на стимулирование переработки древесины на территории России и сокращение вывоза необработанной древесины за рубеж.

В то же время увеличение экспортных пошлин на необработанную древесину должно быть только одним из элементов плана по изменению структуры российского "лесного" экспорта. Основная цель - это повысить роль в этом экспорте не сырья, а продуктов переработки и уже готовой продукции. И здесь строительство "забора" на пути экспорта сырья - только один из элементов процесса и далеко не самый важный. Нужно максимальным образом стимулировать производство полуфабрикатов и готовой продукции, таких как паркет, вагонка, бумага, картон, лишь немного придерживая экспорт. Как показывает статистика, в России вырубается лишь около 40 процентов леса, разрешенного к вырубке. А это означает, что развитие производства полуфабрикатов и готовой продукции сдерживается не нехваткой сырья, а недостатком экономических стимулов для развития производства продукции с более высокой степенью переработки, с более высокой степенью добавленной стоимости.

Кроме того, нельзя не учитывать и те обязательства, которые берет на себя Россия в рамках переговорного процесса о присоединении к ВТО, которые предусматривают определенные ограничения, хотя и не слишком большие, в отношении пошлин.

- Будет ли пересматриваться формула определения импортных пошлин на сахар-сырец?

- Скорее всего, да. Хотя пока еще не определено, как это сделать. Значительное повышение цен на сахар-сырец непосредственным образом связано с высокими ценами на нефть, так как сахарный тростник является одним из важных источников сырья для альтернативного моторного топлива - этанола, который становится все более популярным в мире. С учетом возросшего спроса и ограниченности площадей засева сахарного тростника цены на сахар-сырец, которые раньше варьировались в диапазоне от 100 до 300 долларов за тонну, сейчас составляют 400-480 долларов, чего не было никогда. Очевидно, что высокий уровень цен на сахар-сырец - это долгосрочная тенденция, которая потребует изменений в методах регулирования импорта этого товара.

Используемая сейчас в России шкала установления импортных пошлин на сахар-сырец была основана на прежних ценовых параметрах. Шкала позволяла поддерживать уровень цен на поставляемый в Россию сахар-сырец с учетом уплаты пошлин в пределах 350-370 долларов за тонну. Последняя ступенька этой шкалы была рассчитана на цену выше 200 долларов, и пошлина при таком уровне цены составляет минимум 140 долларов за тонну. Сейчас же, в условиях нового ценового коридора на сахар-сырец, для сдерживания роста цен на сахар в России можно было бы резко уменьшить ставку этой пошлины.

- Будет ли продолжаться процесс по снижению или отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование?

- Да, будет. Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике было поручено продолжить и интенсифицировать работу по подготовке новых предложений по дальнейшему снижению и отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование.

В настоящее время решения о корректировке и отмене пошлин приняты по значительному перечню оборудования - порядка 750 позиций. С 29 апреля вступит в силу постановление правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 168, предусматривающее "обнуление" пошлин. Срок действия этих пошлин рассчитан на 9 месяцев. Но, скорее всего, этот срок будет продлен или нулевые ставки пошлин будут введены на постоянной основе. Решение о временном сроке введения пошлин в большинстве случаев - формальная причина. В рамках ЕврАзЭС мы должны согласовывать решения с нашими партерами, в частности, с Белоруссией и Казахстаном. В данном случае решение об отмене пошлин на ввоз оборудования, по всей видимости, будет согласовано, так как Белоруссия и Казахстан уже имеют нулевые ставки, вопрос будет заключаться только в согласовании перечня. В то же время нельзя не учитывать, что такие фундаментальные решения иногда чреваты непрогнозируемыми последствиями. 9 месяцев необходимы для анализа эффективности применения нулевых ставок, выявления и исправления возможных ошибок. Не исключено, что список может быть немного расширен или, наоборот, сужен.

В настоящее время осталось еще около 400 позиций, пошлины на которые могут быть изменены. При этом, возможно, уже можно делать упор не только на технологическое оборудование, а, например, на элементную базу.

- Будет ли расширен перечень автокомпонентов, импортируемых в Россию по льготным таможенным ставкам на условиях промсборки? Попадут ли в него компоненты, предназначенные для производства узлов и агрегатов, а также интерьера автомобилей?

- Такая работа в настоящее время ведется Союзом автопроизводителей совместно с минпромэнерго.

Российская газета