27.10.05

Справка о внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс РФ

1.Необходимость внесения изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации

1) Изменения в смежном законодательстве, произошедшие с 2003 года. С 1 января 2005 года в Налоговом кодексе Российской Федерации таможенная пошлина исключена из числа федеральных налогов. В Таможенном кодексе имеется ряд отсылочных положений к Налоговому кодексу Российской Федерации, например, в части прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 319), применения мер по взысканию таможенных пошлин, налогов за счет имущества налогоплательщика (статья 353). Закон О таможенном тарифе рассматривался как часть законодательства о налогах и сборах. Правила признания задолженности по таможенным платежам безнадежной и подлежащей списанию применялись к таможенной пошлине в том же порядке, что и по внутренним налогам. Поскольку таможенная пошлина не имеет статус налога, требуются специальные правила, установленные федеральным законом, для законодательного закрепления полномочий таможенных органов по применению мер взыскания таможенной пошлины, в том числе в случае реорганизации или ликвидации плательщика, порядка признания задолженности безнадежной, разрешения других вопросов, которые ранее регулировались Налоговым кодексом Российской Федерации. Внесены изменения в Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле , существенно изменяющие требования по репатриации валютной выручки, а также уточняющие функции агентов и органов валютного контроля. В этой связи некоторые ограничения в таможенном законодательстве по обязанностям лиц совершать определенные действия в отношении товаров, находящихся за пределами Российской Федерации, оказались излишними.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации расширил круг перевозчиков, которые теперь не обязательно должны являться железными дорогами, как это предусмотрено в Таможенном кодексе.

Федеральный закон Об особых экономических зонах в Российской Федерации требует определения порядка контроля перевозок российских товаров, в отношении которых предоставлено освобождение от уплаты либо осуществлены возмещение или возврат внутренних налогов.

2) Исправление неточностей, допущенных при подготовке Таможенного кодекса Российской Федерации

Таможенный кодекс содержит некоторые юридико-технические недостатки. В частности, ряд положений содержит опечатки: ссылка на другой пункт статьи (статья 103), неверное название склада (статья 109), требования (статья 353) и т.д. Кроме того, некоторые формулировки размыты , позволяют неоднозначно толковать содержащиеся в Таможенном кодексе предписания. Есть положения, которые содержатся в разных главах Таможенного кодекса и не корреспондируются между собой.

3) Восполнение пробелов в таможенном законодательстве Анализ применения Таможенного кодекса Российской Федерации выявил проблемы, которые не урегулированы таможенным законодательством. В частности, к таким проблемам относятся:

сроки давности взыскания таможенных платежей;

судьба товаров, сроки давности для взыскания таможенных платежей в отношении которых истекли;

определение таможенной стоимости товаров, бывших в употреблении, поврежденных или испорченных в период их нахождения под таможенным контролем;

статус товаров, ввозимых из Республики Беларусь; меры, которые могут предпринять таможенные органы для проверки страны происхождения товаров, ввозимых из Республики Беларусь; обязанности перевозчиков, осуществляющих ввоз товаров из третьих стран через российско-беларусскую границу;

обязанности лиц по целевому использованию товаров, декларируемых в соответствии с тем кодом по ТН ВЭД, которому соответствует более низкая ставка таможенной пошлины в связи с использованием товаров в определенных целях; полномочия таможенных органов по принуждению лиц исполнять такие обязанности;

списание безнадежной задолженности по уплате таможенных платежей; требования при реализации иностранных товаров в случаях обращения взыскания на такие товары по иску частного лица, реализации товаров ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим в пользу кредиторов, реализации иностранных товаров, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам;

возможность доставки товаров непосредственно на склад получателя, действия, которые должны совершать получатель и таможенные органы для завершения транзита (институт уполномоченного грузополучателя); применение таможенных правил к товарам, ввозимым по предварительным заказам (каталожная торговля).

4) Уточнение таможенных правил

а) Уточнение таможенных правил как более конкретное описание отдельных институтов и положений, ранее регулируемых ведомственными нормативными актами. Такие уточнения не изменяют самих правил и практики их применения, но позволят сами правила сделать более стабильными и понятными. В частности, предлагается определить: порядок таможенного оформления при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, период времени, когда допускается подавать таможенную декларацию при вывозе товаров; более точные требования к подтверждению соблюдения нетарифных запретов и ограничений;

порядок классификации по единому коду ТН ВЭД товаров, перемещаемых через таможенную границу отдельными партиями;

процедуру допуска лиц к применению специальных упрощенных процедур таможенного оформления;

более точное описание порядка рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц; порядок организации таможенного сопровождения; применение нетарифных ограничений в случаях, когда для исполнения таможенных правил достаточно уплаты таможенных пошлин и налогов.

б) Изменения таможенных правил, необходимость внесения которых выявлена в процессе применения Таможенного кодекса:

частичное изменение порядка и сроков уплаты таможенных платежей;

снятие ограничений по срокам для применения таможенного режима переработки с одновременным введением понятия генерального разрешения на переработку;

уточнение порядка уплаты таможенных платежей при выпуске товаров для свободного обращения после таможенных режимов временного ввоза, таможенного склада;

ужесточение правил перемещения физическими лицами товаров, предназначенных для личных целей (снижение нормы беспошлинного ввоза, ужесточение требований для признания товаров предназначенными для личных целей, определения их таможенной стоимости, отказ от применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств);

изменения правил вывоза энергоносителей (день, на который определяется ставка вывозной таможенной пошлины, разрешительный порядок применения упрощенных процедур, изменение правил уплаты таможенных платежей и декларирования товаров, вывозимых трубопроводным транспортом);

более жесткое регулирование транзитных перевозок (форма транзитной декларации, право Минэкономразвития России устанавливать маршруты перевозки);

расширение способов гарантий соблюдения обязательств лиц в таможенном деле;

сокращение случаев, когда таможенные платежи не уплачиваются при ввозе транспортных средств после их ремонта за границей; уточнение правил выпуска товаров при возбуждении дела по административному правонарушению (потребует изменений в КоАП);

дополнительные требования к лицам в отношении товаров, находящихся в зоне таможенного контроля;

уточнение полномочий Минэкономразвития России, Минфина России и ФТС России в области таможенного дела;

установление дополнительных требований при возврате таможенными органами НДС и акцизов;

установление порядка выпуска для свободного обращения товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей; расширение круга лиц, правомочных выступать в качестве декларанта; введение института ex officio в систему мер по участию таможенных органов в защите интеллектуальной собственности; расширение перечня случаев, когда таможенные сборы за таможенное оформление не подлежат уплате.

2. Краткая характеристика подготовленных поправок в Таможенный кодекс Российской Федерации и степень готовности

В результате проделанных анализа и работы по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации выявлено около 120 (из 439) статей Таможенного кодекса Российской Федерации, которые должны быть исправлены или дополнены. Из них предложения по более чем 60 статьям носят юридико-технический или уточняющий характер. Предлагается еще около 20 новых статей для дополнения Таможенного кодекса.

3. Прогнозы последствий внесения изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации

Предлагаемые изменения и дополнения не влекут за собой прямых финансовых последствий, связанных с расходами или доходами федерального бюджета. Вместе с тем, ликвидация возможностей несоблюдения таможенных правил (например, упрощенный порядок вывоза нефти и нефтепродуктов с уплатой вывозной таможенной пошлины по ставке, действующей на момент декларирования товаров) либо оборота иностранных товаров без уплаты таможенных платежей (вещественные доказательства по уголовным делам, иностранные товары, включенные в конкурсную массу) будет иметь эффект повышения собираемости таможенных платежей. Расширение перечня случаев, когда таможенные сборы за таможенное оформление товаров не уплачиваются, может привести к сокращению доходов федерального бюджета в незначительном масштабе, но позволит упростить и ускорить таможенное оформление. Предлагаемые изменения и дополнения в Таможенный кодекс предоставят некоторые преимущества для участников внешнеэкономической деятельности, в частности:

отмена предельного срока переработки позволит задействовать производственные мощности для производства или ремонта продукции машинно-технического назначения;

введение института уполномоченного грузополучателя, установление четких правил классификации товаров по единому коду ТН ВЭД позволят упростить и ускорить таможенные формальности;

установление сроков давности по уплате таможенных платежей и легализация оборота товаров, срок давности по взысканию таможенных платежей в отношении которых истек, приведут к стабильности экономического оборота;

уточнение сроков уплаты таможенных платежей (по общему правилу, этот срок будет совпадать с подачей таможенной декларации) упростит процедуры их исчисления;

выпуск товаров, являющихся предметом правонарушения, до окончания рассмотрения дела о нарушении таможенных правил, даст возможность лицам устранить последствия правонарушения, избавит от издержек, связанных с оплатой хранения товаров в период производства и рассмотрения дела;

порядок определения таможенной стоимости товаров, которые повреждены или испорчены в период их нахождения под таможенным контролем, позволит сделать более справедливой сумму таможенных платежей (требуется уплатить с той таможенной стоимости, которая имеется у товара на момент его выпуска для свободного обращения).

Некоторые изменения могут вызвать негативную реакцию у бизнеса. Изменения правил уплаты таможенных платежей в отношении экспортируемых товаров сделают невозможными уплату таможенных платежей за нефть и нефтепродукты по ставкам, действовавшим до начала периода поставки. В отношении газа потребуется уплачивать вывозные таможенные пошлины в большем размере, чем это сложилось на практике. Изменения правил ввоза транспортных средств после их ремонта за границей могут повлечь за собой существенные расходы судовладельцев на уплату таможенных пошлин и налогов. С другой стороны, такие меры следует рассматривать как защитные для ремонтных заводов, находящихся на территории Российской Федерации.

Упорядочение правил транзита будет негативно расценено перевозчиками и их ассоциациями.

Введение института ex officio (т.е. право таможенных органов приостанавливать выпуск товаров, которые могут являться контрафактными, без заявления правообладателя на это) может рассматриваться импортерами как дополнительные возможности для злоупотреблений должностных лиц таможенных органов. Ужесточение правил ввоза товаров для личных целей обязательно вызовет негативную реакцию у физических лиц, часто пересекающих Государственную границу Российской Федерации.

Кроме того, в представленных изменениях и дополнениях во многом не учтены предложения бизнеса, которые поступили в Экспертный совет при подкомитете по таможенному и внешнеэкономическому регулированию Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

4. Нерешенные проблемы

Несмотря на значительную работу, которая проведена для подготовки изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации, часть проблем в области таможенного дела по-прежнему остается нерешенной. К таким проблемам относятся:

Применение договора страхования в качестве финансовых гарантий в области таможенного дела;

Неурегулированность имущественных взаимоотношений лиц, причастных к перевозке, хранению и проведению грузовых операций с товарами; Дискреционные полномочия таможенных органов, бремя доказывания фактов и обстоятельств при применении таможенных правил;

Определение судьбы невостребованных иностранных товаров;

Уплата таможенных платежей в случаях, когда по вступившим в силу решениям судов лицо освобождается от обязанности уплатить таможенные платежи, а впоследствии такие решения отменяются в порядке кассации или надзора;

Кооперация в зоне свободной торговли (специальные правила исчисления и уплаты таможенных пошлин);

Возмещение издержек за хранение иностранных товаров, изъятых по уголовному или административному делу, за счет средств федерального бюджета;

Возврат НДС и акцизов таможенными органами (с учетом положений налогового законодательства о том, что уплаченные при ввозе НДС и акцизы принимаются к зачету, включаются в себестоимость либо подлежат возврату налоговыми органами);

Предоставление налогового режима в отношении продуктов переработки аналогичного тому, который предоставляется при экспорте товаров; Освобождение от уплаты НДС перевозчиков при перевозке импортируемых или экспортируемых товаров (взаимоисключающие положения в Налоговом и Таможенном кодексах).

5. Предложения по организации работы по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации

1. После одобрения Минэкономразвития России обсуждение подготовленных предложений в ТПП России;

2. Согласование с Минфином России и другими заинтересованными ведомствами;

3. Выделение при необходимости предложений, которые требуют внесения в Государственную Думу на осенней сессии;

4. Координация и организация работ за ФТС России.

Derrick.ru 27.10.05