08.07.08

Стабильный контроль

– Для качественного досмотра крупногабаритных грузов требуется выполнение целого комплекса трудоёмких и длительных разгрузочно-погрузочных работ (2 – 3 часа на одно транспортное средство), наличие специально выделенных для этого площадок, что практически делает возможным только единичный выборочный досмотр этих объектов. По этим же причинам выборочно досматриваются и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, которые потенциально могут использоваться в качестве тайников для сокрытия предметов контрабанды.

В Европе проекты по обеспечению безопасности ввозимых из-за границы грузов зачастую спонсируются международными организациями, например Мировой таможенной организацией (WCO), и согласованными постановлениями, например Шенгенским соглашением Евросоюза о защите людей, инфраструктуры и ресурсов. Страна и группа стран (внутри Шенгенского соглашения) с отлаженно управляемой пограничной территорией выигрывают больше, чем государство, предпринимающее скудное количество мер по обеспечению безопасности. Это в конечном итоге выливается в потерю прибыли и подрыв национальной безопасности.

Сегодня существует много технологий, «продвигающих» контроль на государственной границе. Автоматизированные системы таможенного контроля, в том числе мобильные ИДК, позволяют значительно снизить риски ввоза опасных и контрабандных грузов. В настоящее время ИДК оснащены таможенные службы Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

Они избавляют от бумажной волокиты, облегчают условия работы для персонала. Однако поставщики таких систем должны знать интересы конечного потребителя. Стоит учитывать, что система – это всего лишь набор инструментов, которые нужно правильно использовать. Актуальность единой автоматизированной системы пограничного контроля обусловливается тем, что на территории современного порта могут располагаться много разных (зачастую конкурирующих) терминальных операторов, дистрибутивных центров, административных зданий, коммерческих предприятий разного профиля и таможенный пост. Это усложняет доступ перевозчиков на данную территорию, и для его упрощения нужна гибкая система. Здесь необходимость контрольной системы доступа к порту (так называемая PACS) очевидна. Водитель, грузовик и груз могут прибыть в порт и пройти автоматическое инспекционное фотографирование и сканирование, получить доступ к порту, инструкции по работе в нём, информацию о путях выезда через терминалы порта, таможенный контроль и автоматическое разрешение на выезд из порта. Таким образом, водитель и его грузовик могут совершить «мультитерминальный» визит и таможенную очистку внутри порта в единой системе. Кроме того, с такими «ноу-хау» снижаются риски повреждения и хищения груза. Уменьшаются длинные очереди грузовиков, а следовательно, вредные выбросы в окружающую среду. Цель PACS – автоматизировать столько портовых процедур, сколько возможно. Технология, автоматически идентифицирующая код контейнера, фотоснимки инспекционно-досмотрового комплекса высокого разрешения – всё это должно входить в единую систему контроля.

Оснащение пунктов пропуска ИДК является одним из этапов внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий, направленных на совершенствование процедур таможенного оформления и таможенного контроля, повышение эффективности таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, информационную поддержку деятельности ведомственных правоохранительных подразделений.

«Гудок», 08.07.2008