01.11.07

Стартовал контейнерный маршрут Лиепая – Москва

Руководитель Лиепайской специальной экономической зоны Гунтар Криевиньш сообщил, что новая линия гарантирует доставку грузов до конечной цели точно в назначенное время.

Налаживание регулярного контейнерного потока в Россию очень выгодно и для порта, и для транспортного узла в целом.

Пока состав с 45-футовыми контейнерами будет отправляться раз в неделю, затем – дважды, с марта будущего года – трижды, а в недалекой перспективе – пять раз в неделю, с доведением количества контейнеров до 9500 в год. Начальные пункты их отправления в Европе – Германия, Англия, Ирландия, Бельгия, Нидерланды и Франция.

Проект реализован благодаря сотрудничеству международной компании контейнерных перевозок Eimskip, которую в Лиепае представляет компания Konteinership, с Samskip и LDZ Cargo – дочерним предприятием Латвийской железной дороги.

Новый международный маршрут в значительной степени поможет «разрулить» ситуацию с многокилометровыми очередями фур на латвийско-российской границе. До этого 45-футовые контейнеры перевозились обычно только большегрузными автомобилями, сутками простаивая в приграничных пробках. «Пересадка» традиционных автомобильных грузов на рельсы открывает весомые перспективы для расширения инфраструктуры балтийских портов. Контейнерные поезда в Россию, Среднюю Азию и на Дальний Восток способствуют этому.

Председатель правления стивидорной компании Liepajas ostas LM Петерис Иесалниекс сообщил «Гудку», что сейчас немало компаний-инвесторов проявляет интерес к проекту строительства в Лиепайской гавани нового контейнерного терминала. Уже идет процесс изучения данных логистики, ведутся экономические расчеты и подготовка к исследованию прилегающих к порту новых территорий.

Эксперты также отмечают положительную роль, которую сыграл в развитии контейнерного бизнеса в Балтии приход компании «ТрансКонтейнер», открывшей в Риге свое представительство. При участии российской компании в августе нынешнего года стартовал контейнерный поезд по маршруту Рига – Москва (Кунцево-2). Провожая этот поезд в Рижском порту, посол РФ в Латвии Виктор Калюжный выразил уверенность, что в перспективе Латвийская железная дорога сможет перевозить миллионы контейнеров в год, став мостом, который соединит Тихий океан с Атлантикой.

Сейчас обкатанный маршрут действует вполне надежно. Его основные грузы – товары народного потребления из КНР, которые доставляются в Латвию морем. Состав из 82 контейнеров TEU за 48 часов достигает конечного пункта. Как правило, он преодолевает пограничный досмотр строго по расписанию. Помимо ОАО «ТрансКонтейнер» в проекте участвуют LDz, LDz Cargo, Рижский свободный порт и Рижский контейнерный терминал.

До конца года планируется ввести график для отправки двух поездов в неделю. Ведутся переговоры о формировании составов на станциях Москва-Рижская и Москва-товарная-Смоленская. Контейнерный бизнес в Латвии уверенно обрастает партнерами. Успешно действует первенец сотрудничества прибалтийских стран – контейнерный поезд «Балтика-Транзит», отмечающий свое пятилетие. Собранные в Литве, Латвии и Эстонии контейнерные грузы по российским железным дорогам доставляются в Казахстан, Узбекистан и другие государства Средней Азии.

Всего в сообщении Европа – Россия – Европа железнодорожным транспортом в западном бассейне РФ за девять месяцев нынешнего года перевезли 29 804 контейнера (TEU). Из них латвийско-российскую границу через железнодорожные погранпереходы Зилупе – Себеж пересекли 16 264 контейнера. Это втрое больше, чем за тот же период прошлого года. Трехкратное увеличение перевозок обеспечили и грузы, «отобранные» у автомобилистов.

Перераспределению грузов ЕС в пользу стальных магистралей способствует приход в Балтийский регион вместе с «ТрансКонтейнером» и других российских компаний. Такую цель ставит, например, Национальная Контейнерная Компания (НКК). Как уже сообщал «Гудок», недавно она заключила договор аренды с Рижским свободным портом на участок его территории площадью 160 га для сооружения своего контейнерного терминала.

Инвесторы рассчитывают переваливать здесь контейнеры из Юго-Восточной Азии и с российского Северо-Запада в Европу и в обратном направлении. Мощность первой очереди терминала должна составить 170 тыс. TEU в год, итоговая – до 2 млн TEU. Стоимость строительства оценивается в 90 млн евро.

Заполучить такой поток грузов в будущем вполне реально, если тщательно спланировать взаимодействие с партнерами и тактику «перехвата» грузов, следующих сегодня транзитом на автомобилях.

Балтийские порты, несмотря на стремительное становление новых российских гаваней на Балтике, сохраняют солидный грузообразующий потенциал. Пока суммарный объем грузов, переваливаемых в трех крупнейших портах Латвии, составляет 60 млн тонн. По мнению министра сообщений Латвии Айнара Шлесерса, их грузооборот в будущем должен увеличиться до 100 млн тонн.

Гудок; 01.11.07