03.11.05

Ставки на передовые информационные технологии

По просьбе журнала Таможня руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов ответил на ряд вопросов, связанных с практикой сегодняшней работы и перспективами развития таможенного дела в России.

- В своем послании Федеральному собранию весной нынешнего года президент РФ Владимир Путин заявил, что приоритетом в деятельности таможенных и налоговых служб должна стать проверка исполнения законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин. В то же время правительство по-прежнему рассматривает таможню как донора бюджета. Насколько эффективно удается совместить разные функции таможни?

- Таможня всегда совмещала в своей деятельности эти функции -фискальную и правоохранительную. Поэтому чего-то совсем нового для выполнения задачи, поставленной президентом, нам изобретать не надо.

Смещается вектор во взаимодействии этих функций. Не деньги любой ценой, а потом все остальное (как это было раньше), а соблюдение закона в первую очередь и на этой основе полная взимаемость причитающихся платежей. Так что одно другому не противоречит. И подтверждением тому служат результаты работы таможенных органов по собираемости таможенных платежей в январе-сентябре 2005 года.



За 9 месяцев текущего года взыскано и перечислено в федеральный бюджет почти 1,5 триллиона рублей (150 процентов от установленного задания). При этом платежи при импорте составили 526,2 миллиарда рублей (почти 113 процентов от годового задания).

Главное, что требуется сделать для выполнения задачи, поставленной президентом перед таможенной и налоговой службами, это переломить психологию самого таможенника, выстроить логику его действий не по привычной схеме фискал - законность действий , а наоборот.

Вторая, не менее важная проблема, которую таможня должна решить во взаимодействии с бизнесом, - добиться осознания всеми участниками ВЭД, что главное во взаимодействии с таможней - прозрачность и законо-послушание. Именно этот критерий и будет в дальнейшем определять степень партнерства таможни и участников ВЭД.



- Либерализация таможенного законодательства, упрощение таможенных процедур способствовали росту товарооборота. Однако возросли и масштабы серого импорта в ряде секторов рынка. Каким образом можно справиться с этой проблемой, не тормозя развитие внешней торговли? Каковы наиболее эффективные методы борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости?

- Один из самых действенных инструментов борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости - это информационные технологии. Оперативное получение электронной информации из различных источников позволяет достичь прозрачности применяемых таможенных технологий, дает возможность таможенникам производить сравнение информации, полученной из различных источников, выявлять и пресекать возможные правонарушения.

Федеральной таможенной службой разработан проект ведомственной целевой программы Информационное обеспечение контроля таможенной стоимости товаров . В соответствии с этой программой планируется создание Национальной информационной базы данных таможенной оценки.

Учитывая, что реализация товаров на территории России сопровождается выставлением счетов-фактур, в которых содержится информация о номерах грузовых таможенных деклараций, введение электронного учета счетов-фактур и создание соответствующей базы данных в налоговых органах позволит таможенным и налоговым органам наладить контроль за реализацией импортных товаров на территории России путем сопоставления баз данных оформленных ГТД и счетов-фактур. Тем самым будет создан барьер, который имеет место в развитых странах, когда сумма таможенных пошлин, налогов, фактически не уплаченных во время таможенного оформления, довзыскивается налоговыми органами в ходе налогообложения при дальнейшей реализации товаров на внутреннем рынке.

Одно из направлений решения проблемы серого импорта связано с широким использованием перспективных технических средств, в первую очередь инспекционно-досмотровых комплексов, позволяющих за минимапьное время без разгрузки проверить транспортные средства, провести идентификацию перевозимых товаров с данными, указанными в товаросопроводительных документах.

- Чуть более года назад было утверждено Положение о Федеральной таможенной службе, которое определило новый статус и полномочия таможенного ведомства. Удалось ли в полной мере отладить механизм взаимодействия с Минэкономразвития и Минфином?

- Могу сказать, что за это время механизм взаимодействия прошел свою апробацию.

Приказом Минэкономразвития России 148 от 14.07.2005 утверждена Организационная схема подготовки, движения и контроля исполнения документов по выполнению в Минэкономразвития России и ФТС России поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и руководства Министерства . Разработаны и изданы два приказа ФТС России 410 от 22.12.04 О согласовании проектов приказов ФТС России в Минэкономразвития России и 252 от 29.03.05 Об утверждении временного порядка подготовки проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития России и Минфина России, разрабатываемых ФТС России .

С положительной стороны можно отметить работу, проведенную по разработке законодательных и правовых актов в области валютного законодательства и законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При непосредственном участии ФТС России принят разрабатываемый Минфином России Федеральный закон 90 от 18.07.2005, согласно которому установлен порядок декларирования перемещаемой через таможенную границу РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей 10 000 долларов США. Совместно с Минфином и Минэкономразвития России разработан проект постановления правительства Об утверждении Положения о порядке представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентами валютного контроля . Продолжается воз- главляемая Минэкономразвития России работа по подготовке законопроекта, направленного на внесение изменений в Федеральный закон Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности , а также проекта правительственного постановления о порядке осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками.

Безусловно, стало больше взаимопонимания в работе по согласованию тех или иных документов. Хотя, конечно, есть еще немало вопросов, над урегулированием которых нам предстоит еще совместно работать.

- ФТС России поддержала рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, разработанные Всемирной таможенной организацией. В чем для нас выгоды перехода на эти стандарты? Каких изменений в работе службы потребует этот переход?

- Разработка и принятие стандартов безопасности были вызваны необходимостью изменения подходов к терроризму как новому вызову XXI века. В предисловии к документу речь идет именно об обеспечении безопасности международной торговли от угрозы международного терроризма.

Однако очевидно, что борьба с терроризмом является далеко не единственной причиной пересмотра уровня взаимодействия между таможенными органами разных стран. В качестве основной задачи Всемирная таможенная организация выделила создание условий, которые бы способствовали облегчению взаимодействия между национальными таможнями, поскольку указанные стандарты обладают потенциалом для направления и ориентации таможенных реформ и усилий по модернизации, которые крайне необходимы для того, чтобы сделать национальные таможенные органы более восприимчивыми к растущим потребностям глобализации.

Основы стандартов хорошо известны российским таможенникам, так как они не только зафиксированы в новом Таможенном кодексе РФ и достаточно подробно прописаны в проекте Концепции развития российской таможенной службы на период до 2010 года, но и активно претворяются в жизнь. Это и система управления рисками, и внедрение современных информационных технологий, и использование упрощенного таможенного оформления, и многое другое.

Таким образом, следует особо подчеркнуть, что рамочные стандарты -это документ, разработанный на основе скрупулезного изучения тенденций мирового развития, направленный на повышение безопасности мировой торговли, которая в свою очередь является важнейшей движущей силой экономического процветания.

Для того чтобы построить работу российской таможенной службы в соответствии с рамочными стандартами, необходимо решить достаточно много вопросов, входящих в компетенцию Правительства РФ, Минэкономразвития России, ФТС России.

Так, для создания системы предварительного информирования при реализации рамочных стандартов необходимы внесение изменений в Таможенный кодекс РФ, заключение межправительственных соглашений о предоставлении удостоверенной информации о торговых поставках, заключение соглашений с таможенными службами зарубежных стран.

Для создания Единой базы данных контролирующих органов (для пунктов пропуска и базы данных разрешительных документов) необходима разработка отдельного проекта в рамках ФЦП Электронная Россия .

Для реализации принципа одной остановки необходимы обустройство пунктов пропуска, а также закупка досмотровых комплексов, автоматизированных систем массо-габаритного контроля. Как видим, работа предстоит большая, но делать ее необходимо. Этого требуют вызовы сегодняшнего дня.

- Как продвигается решение вопросов о сближении систем таможенного транзита ЕС и России, об унификации основных таможенных документов и в целом таможенное сотрудничество с ЕС?

Европейский союз является главным торговым партнером Российской Федерации. На сегодняшний момент более 50 процентов всего внешнеторгового товарооборота Российской Федерации приходится на долю стран Евросоюза.

Расширение Европейского союза и рост сотрудничества повлекли за собой достижение совместимости таможенных систем России и Евросоюза. Это наиважнейшая задача, решение которой позволит существенно уменьшить административные барьеры на пути товарных потоков и за счет этого повысить уровень внешнеторговых отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом.

На недавнем саммите Россия-ЕС, состоявшемся 10 мая 2005 года в Москве, была утверждена Дорожная карта по Общему экономическому пространству, о создании которого Россия и ЕС ранее договорились. Один из ее разделов посвящен вопросам содействия торговле и деятельности таможни. Определены важные цели: облегчить, стандартизировать и автоматизировать процедуры, связанные с внешней торговлей, включая транзитные операции; повысить возможности сторон по борьбе с мошенничеством, контрабандой и другими нарушениями; усовершенствовать консультационные механизмы торгового сообщества, реализовать меры облегчения торговли при особом внимании к малым и средним предприятиям.

В первую очередь речь идет о сближении и унификации процедур таможенного транзита Российской Федерации с положениями Конвенции об общей транзитной процедуре Европейского союза, для чего необходима унификация основных таможенных документов - ГТД о транзитах РФ и ЕАД ЕС (Единого административного документа).

Новая планируемая система российского таможенного транзита будет совместимой с системой таможенного транзита Евросоюза, будет технически весьма схожей с Новой компьютеризированной транзитной системой, используемой в Европейском союзе. Новая автоматизированная система позволит участникам ВЭД подавать транзитные декларации в электронном виде и получать электронные уведомления об успешном окончании или не окончании процедуры транзита. Таким образом, у деловых кругов появятся возможности использования одной и той же информации для подачи электронных транзитных деклараций в Европейском союзе и в Российской Федерации.

По сути дела, ведется подготовительная работа по началу практического применения на национальном уровне положений Конвенции об общем транзите стран ЕС с возможным последующим присоединением к ней Российской Федерации.

Не лишним здесь будет отметить, что распоряжением Минэкономразвития России в целях проведения работ, направленных на присоединение Российской Федерации к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами и Конвенции о процедуре общего транзита создана специальная рабочая группа.

На данном этапе проводится подготовка к введению в Российской Федерации бланка таможенной декларации и транзитной декларации, унифицированного с бланком Единого административного документа ЕС, и соответствующих правил заполнения и использования этих документов. На этой же основе будет выстроена новая автоматизированная система контроля доставки товаров в РФ.

Необходимо подчеркнуть важную правоохранительную составляющую перспективной работы по интеграции будущей российской АС КДТТ в общеевропейскую Новую компьютеризированную транзитную систему. Ведь благодаря получению опережающей информации о ввозимых товарах, значительно возрастет эффективность предотвращения и пресечения таможенных правонарушений.

Имеются договоренности с КЕС и об интенсификации сотрудничества в деле борьбы с контрафактной продукцией.

ТАМОЖНЯ 19 (138) 18 октября 2005