06.02.07

Стоп, машина

Целая отрасль калининградской промышленности остается на грани краха

Около полутысячи кали-нинградских автопоездов задержаны на российских пунктах пропуска, та же участь ожидает остальной парк местных фур - около 10 тысяч. О том, как решить проблему, автоперевозчики в очередной раз вели разговор на состоявшейся в Калининграде конференции Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

На конференции руководители транспортных предприятий области в очередной раз заявили, что ФЗ 16 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" поставил их в безвыходное положение. В "большую" Россию их фуры, загруженные в Европе товаром, российские таможенники не пускают. Калининградские дальнобойщики с апреля несут немалые убытки, связанные и с простоем автопоездов, и, главное, с санкциями грузовладельцев, чей товар не был доставлен вовремя.

Напомним, что уже с первых дней вступления в силу нового федерального закона об ОЭЗ фуры калининградских автоперевозчиков стали задерживать на российских таможенных постах Ленинградской и Псковской областей. А все потому, что они с "областной" растаможкой. В свое время, воодушевленные льготами "старой" ОЭЗ, калининградские автотранспортники воспользовались своим правом резидентов зоны и ввезли закупленные за границей автопоезда без уплаты пошлины в 60 процентов стоимости машин. С 1 апреля таким "областным" фурам можно беспрепятственно колесить на маршрутах Европа-Калининград-Европа или Калининград - Россия-Калининград, но никак не прямиком из Европы в "большую" Россию.

Калининградские международные перевозчики все это время добиваются права на льготную растаможку "на Россию" своих машин с калининградской "пропиской". Она необходима им потому, что слишком высока "цена вопроса".

Чтобы растаможить автомобили на территории РФ, потребуется уплатить таможенную пошлину (2,2 евро за кубический сантиметр объема двигателя автомобиля старше 5 лет)- это от 20 до 40 тысяч евро с каждого большегруза. При этом цена этих авто не превышает 10 тысяч евро, а с учетом амортизации - и того меньше.

На призыв АСМАП помочь решить проблему с "легализацией" калининградских автопоездов откликнулось и региональное правительство, и областная Дума. Еще в апреле руководитель администрации ОЭЗ и министр экономики правительства области Феликс Лапин заверял транспортников в том, что их проблема будет решена "в самое ближайшее время" - путем снижения пошлины в рамках Таможенного кодекса и предоставления рассрочки по ее оплате до 33 месяцев. Однако вопрос пока не решен. Все это время транспортники "бодаются" с таможней, - исками со взаимными претензиями завалены арбитражные суды приграничных областей. И по-прежнему ожидают, что власти выполнят свои обещания по "разруливанию" ситуации, в которой оказались предприниматели по ее же инициативе. Бизнесменам обидно, что именно для них столь радикально изменились "правила игры", ведь всем резидентам "старой" зоны установлен десятилетний переходный период, в течение которого сохранятся все преференции.

По мнению первого вице-президента АСМАП Алексея Василькова, до принятия спасительного для перевозчиков постановления правительства необходимо принимать во внимание судебные решения. По данным АСМАП, суды различных инстанций, куда перевозчики обратились с исками на таможенные органы, вынесли уже 16 положительных решений.

Калининградские международные перевозчики по-прежнему просят правительство принять незамедлительные меры по их спасению, а именно: прекратить практику задержания таможенными органами автотранспортных средств, ввезенных в Калининградскую область до 1 апреля 2006 года, и срочно принять постановление, позволяющее выпустить в свободное обращение эти автомобили по адвалорным ставкам. "Мы рассчитываем на введение адвалорных ставок - 15 процентов от остаточной стоимости машины, - сообщил Алексей Васильков. - Это и бизнесу выгодно, и государству".

На конференции в Калининграде прозвучала информация о том, что в начале февраля состоится встреча руководства АСМАП и Федеральной таможенной службы, на которой будут обсуждены возможные пути разрешения кризиса. По мнению Алексея Василькова, глава ФТС может отдать специальное распоряжение своим подчиненным, чтобы те не препятствовали курсированию калининградских автопоездов между Европой и Россией. Руководство АСМАП представит главному таможеннику подборку выигранных калининградскими транспортниками исков к таможенным органам в арбитражных судах. Конечно, это временное, компромиссное решение проблемы. А чтобы автоперевозчики могли решить свою проблему раз и навсегда, необходимо соответствующее постановление правительства РФ.

Однако позиция АСМАП далеко не очевидна для властей. В беседе с корреспондентом "РГ" высокопоставленный чиновник регионального правительства, имеющий непосредственное отношение к урегулированию проблемы с автоперевозчиками, высказался без обиняков. По его мнению, на эту проблему надо смотреть шире - не в масштабах области, а с учетом интересов участников всего российского рынка международных автоперевозок. В таком разрезе надо без лукавства говорить о том, что для регуляторов этого рынка разницы между калининградскими и, скажем, псковскими автоперевозчиками нет. Недальновидно и даже опасно развивать весь транспортный комплекс такой большой страны, как Россия, только через Калининград. А если калининградские дальнобойщики увидят выгоду в других международных маршрутах, переориентируются на них, - весь налаженный рынок "грохнется", или место россиян за баранками большегрузных фур займут иностранные перевозчики. Поэтому, считает чиновник, у калининградских автоперевозчиков мало шансов на решение их вопроса в том виде, в каком они хотят. У владельцев автотранспортных предприятий есть выбор - перевозить грузы по маршруту Европа-Калининград-Европа без дополнительных затрат на растаможку либо, если они хотят курсировать по большому кольцу - Европа-Россия-Европа, вести бизнес на общих основаниях с другими российскими автоперевозчиками.

Российская газета 06.02.07