25.09.17

Стояние на границе. «Сагарчин» собирает огромные очереди у пункта пропуска

Три, четыре или даже восемь часов ожидания. Готовыми к долгому прохождению границы следует быть всем, кто отправляется в путешествие через пункт пропуска «Сагарчин». Эти двери на российско-казахстанской границе работают далеко не оперативно, жалуются жители и гости Оренбургской области.

Терпение на исходе

Автолюбители давно не довольны скоростью пропуска транспорта из Оренбургской области (Россия) в Актюбинскую (Казахстан) и обратно. По словам очевидцев, очередь из машин со стороны Акбулака иной раз достигает 200 автомобилей, а на нейтральной полосе перед въездом на территорию России машины могут стоять в три ряда.

‒ Люди стоят в очереди по 5-6 часов, при том что сам путь от Оренбурга до Актобе обычно занимает около пяти часов. Люди стоят с маленькими детьми, в машинах есть пожилые и больные люди, ‒ негодуют пассажиры.

Расстояние между приграничными областными центрами, действительно, не такое уж большое – 260 км. Но, планируя маршрут, к расчетным трем часам дороги следует прибавить несколько часов для прохождения пограничного контроля. Сама процедура обычно занимает 15-20 минут, но в очереди к заветному шлагбауму и окошку простоять придется минимум пару часов.

‒ Мы бываем у родственников и друзей в России несколько раз в год. Раньше замечали очереди в пятницу и выходные, когда транспортный поток действительно выше, но теперь стоять по несколько часов приходится в любой день недели и в любое время суток, ‒ рассказывают очевидцы.

Те, кто часто пересекает российско-казахстанскую границу, проблему пункта пропуска «Сагарчин» видят в едином потоке для легковых и грузовых автомобилей. Также пользователи социальных сетей отмечают, что желающих пересечь границу обслуживают в лучшем случае два специалиста.

‒ Не знаю, чем отличаются регламенты казахстанских и российских пограничников, но на «Сагарчине» люди в погонах ползают как сонные мухи, в то время как на «Яйсане» [название пункта пропуска со стороны Казахстана – прим. RIA56] оперативно «разруливают» и фуры, и автобусы, и обычные машины, ‒ сравнивают пассажиры.

Еще одно сопоставление не в пользу российской стороны – телефоны и адреса для жалоб и обращений. На казахстанском пункте пропуска они написаны огромными буквами, на российском их практически нельзя найти и разглядеть. Да и в эффективность таких обращений люди не всегда верят.

‒ На границе нельзя снимать и фотографировать, а на слово нам не всегда верят, что здесь сотни машин и люди уже в истерике бьются, лишь бы быстрее проехать, ‒ рассказывают оренбуржцы. Отметим, что, беспокоясь о благополучном прохождении границы в будущем, многие из них отказались называть свои полные имя и фамилию. ‒ Видели, что разнимать дерущихся за место в очереди водителей из Акбулака как-то приезжал наряд полиции. Вы представляете, какой там творится дурдом?

‒ Стыдно за страну, ‒ вторят им другие оренбуржцы.

Торговля, мигранты и гости

По официальным данным через пункт пропуска «Сагарчин» ежедневно проходит свыше 4000 автомобилей. Первая группа транспортных средств связана с международной торговлей. Это многотонные фуры, доставляющие товары из Средней Азии по всей России и обратно, а также небольшие грузовики оренбургских и актюбинских предпринимателей, зарабатывающих на разнице в цене между регионами. Вторая группа – гастарбайтеры. В поисках работы и денег через оренбургский участок границы в Россию едут миллионы граждан Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Наиболее удачливые получают в России временную регистрацию и разрешение на работу на весь сезон. Те, которым повезло меньше, вынуждены регулярно «отмечаться» на границе, то есть выезжать и въезжать обратно. Больше всего нареканий к работе пункта пропуска именно от третьей группы – рядовых граждан.

В начале августа Пограничное управление ФСБ по Оренбургской области пыталось решить проблему высокого транспортного потока на «Сагарчине». Автомобилистам и грузоперевозчикам предложили воспользоваться другими пунктами пропуска – в Орске, Илеке или вовсе в Саратовской области, то есть проехать несколько сотен лишних километров. По мнению пограничников, очереди на границе – объективное отражение ситуации.

‒ Складывается она ввиду целого ряда причин, в числе которых увеличение товарооборота между странами Таможенного союза и завершение сезона летних отпусков, ‒ сообщили RIA56 в Погрануправлении в начале августа.

Спустя полтора месяца положение дел не изменилось. RIA56 вновь направил запрос в ведомство, ответ на который журналистам обещали дать в понедельник, 25 сентября.

Модернизация нам поможет?

Высокую транспортную нагрузку на оренбургском участке российско-казахстанской границы не выдерживают не только пункты пропуска, но и дороги. За 25 лет 50-километровый участок трассы от Акбулака до «Сагарчина» разрушился практически полностью. Чтобы приступить к капитальному ремонту международной магистрали потребовалось вмешательство двух президентов – Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева.

Контролируя исполнение поручения главы государства, губернатор Оренбургской области Юрий Берг еще весной 2017 года призвал модернизировать пункт пропуска. Не секрет, что новая качественная дорога привлечет еще большее количество транспорта. Работы прибавится и у таможенной службы. Юрий Берг напомнил представителям ведомства в регионе о необходимости повышения сервиса и снижения административных барьеров для трансграничного бизнеса.

‒ Помимо хорошей дороги необходимо обеспечить общий комфорт для транзита грузов по территории области, довести уровень сервиса до приемлемого и устранить административные барьеры, ‒ отметил тогда губернатор.

Через пару недель Юрий Берг решил лично проверить, как быстро удается проходить границу.

– Мы специально заехали на пункт пропуска «Сагарчин» и встретились с руководством пограничного управления. Уже сейчас за сутки здесь проходит более четырех тысяч автомобилей. Когда здесь будут сосредоточены силы, средства, материалы, необходимо проработать и возможность увеличения пропускной способности пункта. Выезд и въезд в Российскую Федерацию необходимо привести в должный вид, соответствующий нашему государству, – уточнил Юрий Берг.

Тем временем первый этап реконструкции дороги протяженностью более 50 километров подходит к концу. К октябрю полностью готовой магистраль должна быть на протяжении 30 км. Работы еще на 20 км завершат в 2018 году. За ходом ремонта дороги оренбуржцы и гости из Казахстана наблюдали все лето. А вот работу по модернизации пункта пропуска автомобилисты так и не заметили.

РИА Оренбуржье