12.05.05

Страна терпит урон от необоснованных выплат НДС

Страна терпит урон: материальные убытки от необоснованных выплат НДС, коррупция в госорганах, питаемая лжеэкспортерами, соответствующее отношение населения.

Когда налоговики и таможенники не обмениваются информацией, трудно отследить, что динамика роста возмещения НДС фирмам-экспортерам значительно опережает рост экспорта. Имеются оценки, по которым в 2005 году сумма возмещения НДС экспортерам возрастет в 3,3 раза по сравнению с 2000 годом. По тем же оценкам, объем экспорта за тот же период увеличится всего в 1,55 раза.

В начале года президент России Владимир Путин подписал документ с длинным названием: "Поручение по вопросу интеграции информационных ресурсов налоговых и таможенных органов для осуществления контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям" (N Пр-43).

Поручение вызвало живой интерес в кругах чиновников и предпринимателей. Ситуация, которая привлекла официальное (!) внимание президента возникла не вдруг.

Пояснение для неспециалистов. Заинтересованное в развитии экспорта российское государство создает экспортерам благоприятные условия для деятельности и возмещает им НДС в размере 18% от суммы экспортной сделки.

Однако в России даже благие начинания часто оборачиваются своей противоположностью.

Если присмотреться к экспортерам, возмещение НДС из госбюджета получают несколько категорий фирм:

1. Компании, экспортирующие энергоресурсы (РАО "ЕЭС", "ЛУКОЙЛ", "Транснефть" и др.).

2. Компании в структуре Рособоронэкспорта, Минатома и т.п.

3. Компании, экспортирующие металлы, включая вторичные, т.е. лом.

4. Прочие экспортеры товаров, пользующихся спросом на мировом рынке.

По моей оценке, не совсем законные и незаконные схемы возмещения НДС чаще используют экспортеры категорий 3 и 4. При этом реализуются комбинации, связанные с лжеэкспортом несуществующего товара, либо необоснованное завышение цены на товар против сложившейся мировой.

Уголовных дел по фактам такого рода мошенничества мало. Как правило, дело возникает в случае, если мошенники утрачивают чувство реальности и действуют совсем уж топорно. Либо когда не уделяют должного внимания "отработке взаимодействия" с таможней и иными государственными органами, участвующими в процессе. Такое пренебрежительное отношение к фактическим "партнерам" чревато. Могут посадить. Обидно ведь, когда не уважают.

В результате бывает, что жуликов хватает за руку не таможня, а криминальная милиция. Так, оперативники Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу изобличили группу, которая пыталась получить возмещение НДС за экспорт крупной партии зубоврачебных буров, изготовленных из дорогостоящего сплава. Однако выяснилось, что в упаковках были не медицинские инструменты, а обыкновенные гвозди. Если бы афера удалась, то отправителям был бы возмещен НДС исходя из цены дорогостоящих буров, а не гвоздей. Но на этот раз не прошло. А сколько раз проходило?

Были случаи, когда заявлялось возмещение НДС от экспорта "непромерзающих профилей из алюминиевых сплавов", на деле являющихся обычным алюминиевым ломом для переплавки, при этом реальная и заявленная цены различались в 16 раз.

Первый шаг президентом сделан - интегрированы информационные ресурсы таможенных и налоговых органов. Однако я считаю, что этого недостаточно. Нужны дополнительные меры, исполнение которых можно будет реально контролировать. Следует установить фиксированную (определяемую мировым рынком) цену при экспорте металлов. Это сразу резко ограничит возможности необоснованного завышения возмещаемого НДС. Тем более что этот метод уже используется при экспорте нефти, газа и других энергоносителей.

Предлагаю ввести пороговую экспортную цену для целей расчета возмещаемого НДС в зависимости от котировок на мировых биржах, например, для вторичного алюминия - в зависимости от цены на LME (Лондонская биржа металлов).

Реальные продажи происходят в жесткой привязке к биржевым котировкам, и превышение этих котировок более чем на 3-7 процентов может означать сознательное завышение с целью увеличения суммы НДС к возмещению. Такая норма обеспечит возмещение НДС только с той части цены, которая не превышает установленную специальным органом (например, ЕТК России) на определенный период.

Я также предлагаю при подаче документов на возмещение НДС, предоставлять калькуляцию себестоимости изделия, составленную предприятием, где производилась обработка, заверенную специальным органом (например, созданным при Министерстве экономики РФ).

Только так можно качественно изменить ситуацию. А до тех пор страна будет терпеть урон по нескольким направлениям: материальные убытки от необоснованных выплат НДС, коррупция в госорганах, питаемая лжеэкспортерами, соответствующее отношение населения.

Прямой обязанностью Министерства экономического развития и торговли является дать таможенным и налоговым органам простой инструмент для контроля цен экспортных операций и сумм возмещаемого экспортного НДС. Для этого даже не надо менять закон. Почему же это до сих пор не сделано? Наверное, еще не прониклись. Думаю, после распоряжения президента начнут работать.

Г. Райков

Известия (Москва) 12.05.05