Судебная практика и обжалование в административном порядке
27 июля 2016 года в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция начальника Правового управления ФТС России Ларисы Черкесовой по теме: «Судебная практика и обжалование в административном порядке (досудебное урегулирование споров)», сообщила Пресс-служба ФТС.
Одним из основных факторов обеспечения экономической безопасности страны в сфере внешнеэкономической деятельности и содействия развитию внешней торговле является соблюдение требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле как участниками внешнеэкономической деятельности и физическими лицами, так и таможенными органами и их должностными лицами. В этой связи задача обеспечения соблюдения законности всегда была для таможенной службы Российской Федерации в числе приоритетных.
Эффективность деятельности таможенных органов и их должностных лиц напрямую связана с правомерностью принимаемых ими решений и совершаемых действий в области таможенного дела. Основными индикаторами состояния законности являются результаты деятельности таможенных органов по защите государственных интересов в судах и административному урегулированию споров.
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2011 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» урегулирование споров в административном порядке обеспечивается посредством применения двух механизмов — обжалование и ведомственный контроль. Главой 3 Федерального закона предусмотрена возможность подачи жалоб на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в области таможенного дела в вышестоящий таможенный орган. Статья 24 Федерального закона позволяет вышестоящим таможенным органам отменять или изменять решения нижестоящего таможенного органа, признавать неправомерными действия (бездействие) в области таможенного дела в порядке ведомственного контроля.
На протяжении последних лет наблюдается существенное сокращение количества исков об обжаловании решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, предъявленных к таможенным органам. Это решения о корректировке таможенной стоимости, классификации и стране происхождения товаров, применении таможенных процедур, взыскании излишне уплаченных таможенных платежей и прочее.
Так, например, если в 2013 году к таможенным органам было предъявлено 33 653 иска об оспаривании решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, то в 2014 году их количество составило 23 955, а в 2015 году – 12 442.
При этом существенно увеличилась доля судебных дел, производство по которым было прекращено по результатам ведомственного контроля. Если в 2013 – 2014 годах доля таких дел составляла около 5%, то в 2015 году – порядка 20%.
Сокращается количество решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, признанных незаконными по результатам ведомственного контроля. В 2013 году таких решений, действий (бездействия) было 18 600, в 2014 году — 17 000, в 2015 году их было уже 14 600.
Сокращается и количество жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела. В 2013 году было подано 4309 жалоб, в 2014 году – 4219, а в 2013 году – 3596. Из жалоб, рассмотренных по существу, полностью или частично удовлетворяются в среднем 60 – 70%.
Одновременное сокращение количества исков и жалоб, а также решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, признанных незаконными по результатам ведомственного контроля, несомненно, говорит о повышении уровня законности в области таможенного дела.
В целом статистика показывает, что если в 2013 году доля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, оспариваемых в судебном порядке, в общем количестве обжалуемых решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, составляла 81%, а доля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, обжалуемых в порядке главы 3 Федерального закона – всего 19%, то в 2014 году это соотношение составило 73% к 27%, а в 2015 году – 64% к 36%. Данная тенденция свидетельствует о повышении степени доверия участников внешнеэкономической деятельности к административному (ведомственному) порядку обжалования и принципиальном подходе таможенных органов к оценке правомерности решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Вместе с тем, она во многом обусловлена и существенным сокращением количества исков об оспаривании решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
Правовое управление ФТС России постоянно проводит работу по повышению уровня правовой культуры как должностных лиц таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности. Большое внимание уделяется вопросам единообразного понимания норм таможенного законодательства таможенными органами, судами, органами прокуратуры, участниками внешнеэкономической деятельности, физическими лицами.
Таможенные органы ежегодно предъявляют в среднем порядка 5,5 тыс. исков. Доля судебных дел по таким искам, рассмотренных судами в пользу таможенных органов, стабильно высока, и в 2015 году составила 93%. В 2014 году этот показатель находился на уровне 91%, в 2013 году – 85%. Положительную динамику демонстрируют результаты рассмотрения судебных дел по искам таможенных органов о взыскании таможенных платежей. Если в 2013 году доля таких дел, рассмотренных в пользу таможенных органов, составляла всего 42%, то в 2014 году она увеличилась до 56%, а в 2015 году составила 80%.
Дальнейшее совершенствование правового обеспечения деятельности таможенных органов позволит обеспечить необходимый уровень соблюдения законности в области таможенного дела, и, как следствие, повышение роли таможенной службы в укреплении экономической безопасности государства.
VCH.RU