13.03.06

СУР: проверка практикой

В 2005 году появились первые результаты системной работы по внедрению в таможенную практику системы управления рисками (СУР), что качественным и количественным образом отразилось на таможенном администрировании. К примеру, с помощью СУР дополнительно удалось перечислить в государственный бюджет порядка 10,7 миллиарда рублей, возбуждено 3459 дел об административных правонарушениях. О том, как идет работа по выстраиванию новой для таможенных органов технологии, некоторых результатах ушедшего года и задачах на 2006-й и последующие годы, когда СУР заработает в полном объеме, рассказывает начальник отдела Главного управления таможенного контроля ФТС России Сергей ГРЕЧИШНИКОВ.

- Автоматизация выявления профилей риска на всех таможенных постах -одна из важнейших задач вашего подразделения. Когда это состоится?

- Вы не представляете, как порадовал меня этот вопрос. Еще два года назад практически никто в таможенной службе не знал, что бывают профили риска и их нужно автоматизировать. Приятно, что сейчас мы уже можем разговаривать на одном языке. Задача по автоматизации СУР - одна из самых серьезных. При этом надо уточнить, что речь идет о первом этапе автоматизации. Нам предстоит еще длинный путь в направлении его разработки и внедрения - до 2009 года, заданный проектом по модернизации информационных систем в рамках кредита Всемирного банка. Для того, чтобы таможенный инспектор не потонул в море бумажных носителей профилей риска, мы с коллегами из технических служб проделали большой комплекс работ в течение полутора лет и в настоящее время вышли на финишную прямую. Однако работа на этом не остановится. Далее нам придется переработать и переиздать уже изданные профили риска под новый формат, создать комплекс аналитических программных средств и так далее.

- А сколько сейчас издано и действует профилей риска?

- Всего их 307, из них действующих - 97. Первый шаг мы сделали - ввели все формализованные профили риска, то есть те, которые машина может выявить по автоматическим алгоритмам. Они составляют от общего числа около 30-35 процентов. При этом мы придумали, как перевести всю работу по выявлению профилей риска инспектором на общение с монитором, исключив изучение их бумажных носителей. Мы планируем, что с февраля текущего года бумажные носители профилей риска рассылаться уже не будут. До таможенного инспектора будет доводиться электронная библиотека со всеми действующими профилями риска. Те профили, которые нельзя формализовать в принципе, будут открыты для инспектора полностью. То есть машина будет сигнализировать ему о том, что есть некоторая рисковая ситуация, и, применяя собственный интеллект, инспектор поймет, нужно ли в конкретной ситуации применять профиль риска. Профили, подлежащие автоматическому выявлению, будут видны только в части сценария осуществления таможенного контроля по конкретной партии товаров.

- А нельзя все формализовать?

- Абсолютно все формализовать невозможно. Во-первых, в электронной копии Грузовой таможенной декларации (ГТД) присутствует не вся значимая информация, поэтому какой-то процент неформализованных профилей риска все-таки останется. Во-вторых, мы только сейчас приступили к разработке комплекса серьезных аналитических программных средств (в рамках проекта модернизации).

Необходимо пройти определенный путь качественного развития аналитической работы. Он известен, и об этом говорит опыт зрелых таможенных администраций мира - европейских и американской. Кстати, у них уходили десятилетия на этот путь, но у нас он должен быть короче, ведь мы можем пользоваться их опытом. Уже в ближайшее время мы надеемся перейти от анализа после выпуска товара на оперативный анализ до выпуска товара. Пока оперативность поступления информации с границы не позволяет нам делать это быстрее. Однако в будущем мы должны выйти именно на оперативный анализ, что позволит контролировать каждую партию товара.

А заключительная стадия - прогнозный анализ, когда серьезным образом поставленная аналитическая работа позволит нам прогнозировать ситуацию. Это неразрывным образом связано с введением в практику деятельности предварительного информирования. Например, в США и в ЕС принято волевое решение, что предварительная информация должна представляться за сутки до ввоза товаров. В противном случае транспортное средство с товаром будет длительное время простаивать в ожидании, пока информация не пройдет обработку по СУР. Мы тоже надеемся внести изменения в законодательство для работы в таком режиме. Это позволит существенным образом сузить область риска, область применения форм контроля и, соответственно, вывести большую часть товаров из-под ненужных таможенных формальностей. По нашей информации, в 2004 году американская таможенная служба издала 900 тысяч профилей риска и направила их в таможенные органы для исполнения. Это иллюстрация реализованного прогнозного анализа.

- Впечатляющая цифра! Это сколько же времени может понадобиться вам, чтобы выйти на такие результаты?

- Могу сказать, что мы знаем, как это сделать, и весь набор работ уже запланирован. В США профили риска прогнозные и они ориентированы на конкретный контейнер. Мы же находимся в самом начале пути. Так что, у нас пока большинство изданных профилей риска - большие, рамочные, тяжелые и негибкие общероссийские. РТУ и таможни должны посмотреть, как это работает, и раскачаться для создания региональных и зональных профилей риска. Для этого мы нарабатываем библиотеки таможенных знаний, целевых методик выявления рисков. В свою очередь, методики мы пытаемся оформить в виде цифровых алгоритмов и научить компьютер автоматически выявлять риски по всей стране. В будущем эта работа должна привести к тому, что акцент с общероссийских профилей риска будет перенесен на зональные профили риска, описывающие особенности действий конкретной таможни или таможенного поста. Для увеличения оперативности рассмотрения и издания срочных профилей риска в настоящее время проводится эксперимент в Центральном таможенном управлении (ЦТУ). Его цель - создание на базе региональных управлений региональных центров анализа и управления рисками, куда бы стекалась и обрабатывалась вся информация с последующим реагированием на конкретные партии. Первые результаты, в том числе и положительные, уже есть. Эффективность работы по таким профилям риска более 12 процентов, что превышает показатели большинства таможенных органов по эффективности таможенного контроля.

Напомню, что эксперимент начался в конце лета 2005 года, а в конце декабря этого же года по нашему докладу руководитель ФТС России его продлил. Эксперимент планируется завершить в ноябре 2006 года, а с 2007 года - выйти уже на нормально функционирующий региональный центр анализа и управления рисками ЦТУ.

- В каких региональных управлениях, в первую очередь, будут создаваться такие центры?

- Мы надеемся, что в ближайшее время аналогичный центр появится в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ). Там уже есть техника, набираются люди и составляются аналитические программы. На подходе и Южное таможенное управление (ЮТУ). То есть, в первую очередь, мы охватываем крупные региональные управления с наиболее сложной ситуацией, а конечная задача - создание центров во всех региональных управлениях. Кроме того, мы надеемся также в будущем создать целевые, оперативные отделы и в крупных таможнях с большим объемом товарооборота. Там велика вероятность недостоверного декларирования, следовательно, требуется объединение всех усилий в одном месте для комплексного воздействия на ситуацию.

В утвержденной правительством Концепции развития таможенных органов стоит задача создания Федерального центра анализа и управления рисками (его рабочее название - Операционный центр), куда должна стекаться вся информация из таможенных органов. В настоящее время наши методики насчитывают около 28 открытых и закрытых источников информации, и это не конечный предел. Мы должны научиться просеивать эту информацию через определенные фильтры и добывать из нее те зерна, которые позволят нам выявлять, в том числе нарушения законодательства. Не секрет, что российский бизнес стремится создавать именно такие устойчивые каналы, пользуясь несовершенством законодательства, коррупцией.

Особенно хотелось бы отметить, что ряд региональных управлений не спешит переходить на новые принципы организации таможенного контроля. Вместо системной комплексной аналитической работы и реализации ее результатов через издание профилей риска изобретаются суррогаты мер реагирования. Это ведет к отсутствию информации о региональных рисках в ФТС России. Следовательно, мы не можем увидеть региональные тенденции таможенных органов, межрегиональное перетекание товаропотоков и своевременно предпринять необходимые меры воздействия. То есть простое неисполнение либо недолжное исполнение установленной схемы взаимодействия таможенных органов при издании профилей риска, работа по старинке не позволяют достичь серьезных результатов уже сейчас.

Мы не знаем, какие проблемы стоят перед таможенными органами СТУ, ПТУ и ДВТУ. Остальные управления уже приступили к комплексному использованию СУР и у них, как следствие, лучшие результаты таможенного контроля. Лидирует здесь ЮТУ.

- В силу ряда объективных обстоятельств таможенные органы испытывают дефицит профессиональных кадров. Поэтому сразу же напрашивается вопрос: хватает ли специалистов для выполнения вашей части работы, а также смогут ли квалифицированно использовать вашу информацию на местах, в том числе и рядовой таможенный инспектор на посту?

- Конечно, имеются колоссальные проблемы, в основном по аналитикам и специалистам по разработке комплексных сценариев таможенного контроля. При этом все рецепты давно известны - это минимизация интеллектуальных затрат инспекторов на местах и организация аналитической работы всех таможенных органов. Наша система как раз и призвана обеспечить эффективный контроль ограниченными ресурсами, в том числе и кадровыми. То есть мы понимаем, что на местах могут быть проблемы с подготовленными кадрами, поэтому основную тяжесть интеллектуальной, аналитической и координационной работы пытаемся оттянуть наверх, на уровень центрального аппарата и региональных таможенных управлений. Именно они будут осуществлять анализ, формулируя и просеивая через себя предложения таможен и таможенных постов, отсекая непроработанные вопросы и добавляя свой интеллектуальный подход. Речь идет о трех направлениях анализа: стратегическом, тактическом и оперативном. Стратегический анализ заключается в умении увидеть региональные и мировые тенденции, а также сделать прогноз по поводу того, в какой области необходимо защищаться. Например, ситуация с птичьим гриппом позволяет именно на стратегическом уровне, осуществив анализ, разработать в упреждающем порядке меры контроля, и установить какие-то запреты или ограничения по ввозу мяса птицы из каких-то регионов. Тактический уровень анализа с последующей разработкой необходимых мер предполагает отслеживание региональных тенденций, к примеру, по структуре импорта и экспорта. Оперативный же уровень анализа - это конкретная партия товара. Вот таким образом мы и распределяем задачи, концентрируя специалистов в высших органах управления. Именно так организована работа во всех зрелых таможенных администрациях.



- Как в этом смысле выглядит работа инспектора на таможенном посту?

- Мы пытаемся дать инспектору конкретный сценарий действия, чтобы он не задумывался о том, что ему делать. То есть ему даются указания о применении того или иного комплекса мер по конкретной товарной партии. С одной стороны, мы доводим до инспектора меры борьбы, разработанные на базе всех исторических знаний таможенной службы, а с другой - предотвращаем превышение им своих полномочий. При этом у него есть около 35 легких административных мер воздействия по документальному или фактическому контролю, которые он может применять самостоятельно, в зависимости от ситуации. Применение тяжелых форм контроля мы дозируем, поскольку они напрямую влияют на время выпуска декларации, ведя к материальным и временным издержкам для участников ВЭД, увеличивая себестоимость продукции. Поэтому на интуитивный подход по фактическому контролю, то есть на проведение таможенного досмотра, мы даем квоту таможенным постам. Это означает, если инспектор что-то почувствовал, то он может через рапорт совершенно спокойно сам назначить тяжелые формы контроля. Также, когда это требуется, может быть назначена экспертиза, если идет речь о наркотиках или каких-то других тяжелых нарушениях. Но в целом, подчеркиваю, наша работа направлена на то, чтобы инспектор меньше задумывался. В первую очередь это обусловлено неоднородностью кадрового состава в разных таможенных органах.

- И все-таки, как в регионах обстоит дело с подготовкой кадров, в том числе и там, где вы собираетесь открывать центры?

- Передовым, с точки зрения функционирования регионального центра, на сегодня является ЦТУ. С точки зрения глубокой проработки выявления рисков в лидерах - ЮТУ. Однако следует учитывать то, что система пока очень молодая и есть много субъективных проблем, связанных, в том числе и с тем, что в регионах не всегда быстро можно найти людей, которые поведут за собой других. Например, только недавно, три месяца назад, появился начальник подразделения в Сибирском таможенном управлении (СТУ), а более года вообще никого не было. В Приволжье до сих пор нет руководителя. Сейчас на Урале начала активизироваться работа и мы надеемся, что уже в ближайшее время и этот регион заработает должным образом. Почему так важна личность руководителя? Да потому что эти подразделения сейчас ключевые, они занимаются перспективной работой, реализуя пилотный проект, а это всегда синяки и шишки. В целях достижения какого-либо эффекта требуется мощный административный ресурс. Поэтому если нет лидера, убедившего своего руководителя в важности этого проекта, то и результатов трудно достичь.

- В самом деле, вы осуществляете сейчас работу в чем-то непривычную для таможенника, привыкшего, в том числе, и к тотальному досмотру. Наверно, новаторские вещи не сразу находят понимание, в том числе, и у коллег?



- Наша тема для таможенной службы новая и очень сложная, так как включает в себя все компоненты менеджмента. Это и методология, и кадры, и информационно-технические аспекты. Мы впервые в таможенной практике нарабатываем методические материалы, постоянно их обновляем и рассылаем в таможенные органы. Сейчас их объем - более 80 мегабайт компьютерной памяти. Также они размещены на портале ФТС России. Однако мы понимаем, что информации много и не у всех есть время ее читать. Поэтому мы пытаемся максимально организовать учебный процесс и в регионах, и на уровне таможен. Много ездим сами, а также читаем лекции и проводим круглые столы на базе Института повышения квалификации в Российской таможенной академии.

Руководство отметило, что самым большим нашим достижением стало то, что СУР уже прочно интегрирована в таможенную систему. Ведь СУР - это своеобразная нервная система таможенного организма. Раньше ее не было, а потому нам не без труда пришлось прорастать, образно говоря, в ее отдельные сегменты, преодолевая известный российский менталитет, неприятие нового и сопротивление, в том числе и таможенников. Можно сказать, что в 2005 году мы проросли в систему с точки зрения методологии и первичной автоматизации процессов. Практически доработаны все применяемые программные средства. К июню 2006 года нам необходимо также охватить транзит товаров. Таким образом, мы вступаем в третью стадию внедрения СУР - переходную. У нас не более двух с половиной лет, чтобы, не ломая существующие наработанные связи, прийти к конечной цели эволюционно, а не революционно.

Действительно, мы внедряем в мозг инспектора совершенно несвойственные ранее вещи, к примеру, осознание того, что контроль должен быть выборочным, а не тотальным. Так, в новые показатели деятельности таможенной службы внедрено четыре показателя по СУР, в том числе показатели результативности фактического контроля. Мы хотим спрашивать за нерезультативную работу, чего раньше не было. Это базируется на том, что любой контроль направлен на достижение какого-то результата, и если его нет, а контроль проводился, возникают вопросы. Тем более, когда, экспертно зная ситуацию, мы уверены - нарушение законодательства было. В этих случаях заинтересоваться должны уже другие подразделения, в том числе и служба собственной безопасности, надзорные органы.

Основную тяжесть контроля необходимо перевести на этап контроля после выпуска товара, как в режиме документального контроля функциональными подразделениями таможен, так и в виде пост-аудита. Ведь при обычном стандартном режиме таможенного контроля инспектор может проверить, от силы, одну партию товара. Тогда как во время ревизии таможенный инспектор может в день проверить уже 200 партий товара, сверив данные ГТД и бухучета. Вот эффективность, которая при обычном режиме таможенного контроля и не снилась!

Поэтому мы утверждаем, что, формируя красный сектор таможенного контроля путем издания профилей риска, необходимо формировать и зеленый сектор контроля. То есть развязывать себе руки и выводить ненужные для досмотра партии товаров на пост-контроль и пост-аудит. При этом, конечно же, следует иметь в виду, что если у инспектора все-таки есть основания полагать, что в конкретном случае возможны правонарушения, то никто не запрещает ему осуществить досмотр. Не стоит забывать и того, что есть еще генератор случайных чисел, который просто обязательно поставит никому неизвестные отдельные партии товаров под фактический контроль. Поэтому, подчеркиваю, мы не говорим о бесконтрольности, мы говорим, что эффективнее проводить контроль по этим партиям после выпуска. Экспертные оценки показывают, что уже в этом году мы вполне можем выйти на 10-15 процентов партий товаров, которые будут контролироваться в зеленом секторе.

В то же время хочется отметить, что отдельные таможенные органы не понимают либо не желают понять, что основная цель формирования такого сектора - обеспечить возможность таможенному посту не проверять все партии товаров, а сосредоточиться только на рисковых партиях. Упрощение деятельности участников ВЭД - это косвенный результат. Однако зачастую на всех уровнях службы приводятся аргументы - эта организация недостойна упрощения, причем по надуманным предлогам. А заложник в этой ситуации - таможенный пост, которому придется и дальше впустую тратить время на проведение безрезультатных досмотров.

- В прошлом году вышел приказ 409, который весьма активно обсуждался бизнесом и отдельные его положения порождали целые дискуссии. Как вы можете оценить его работоспособность?

- Оценивая его объективно, следует сказать, что существующая редакция приказа оказалась достаточно громоздкой и сложной в применении. К тому же мы формально внесли такие фильтры для отсева, которыми и себе связали руки. Скажем, у какого-то участника ВЭД, оформляющегося по зеленому коридору, нашли незадекларированную коробку с сувенирными журналами, о которых экспедитор просто не знал, а фирма-отправитель забыла его предупредить и просто положила их в грузовой отсек. Формально - это нарушение по тяжелой статье - 16.2 недекларирование , а потому мы обязаны с учетом существующей редакции приказа этого участника ВЭД вывести на год из списка и контролировать по жесткой модели. Но при этом не учитывается, что этот участник ВЭД перемещает тысячи товарных партий в год и на посту знают, что досмотр ничего не даст.

- А удалось ли решить проблему с несовпадением юридического и фактического адресов участников ВЭД? Это требование для включения компании в перечень, судя по отзывам представителей бизнеса, вызывало большие нарекания.

- В самом деле, это нонсенс. Ведь за государственную регистрацию юридических лиц отвечает Федеральная налоговая служба. И если какой-то известный участник ВЭД с мировым брэндом спокойно отчитывается в той налоговой инспекции, в которой ему удобно или с которой он привык работать, и она к нему никаких претензий не имеет, то почему несовпадение юридического и фактического адресов становится тормозом для работы таможенных органов? Тем более, что свои адреса компании не скрывают и предоставляют их в таможенную инспекцию. Мое личное мнение - это неправильно. Мы доложили руководителю службы свои предложения и предложения региональных управлений по исключению этого допущения в перечень, и надеемся, что вопрос решится положительно.

- Многие участники ВЭД считают вопросы анкеты, прилагаемой к приказу 409, излишними, затрагивающими коммерческую тайну, конфиденциальность. Что вы на этот счет думаете?

- Для того чтобы мы могли переместить осуществление контроля в режиме после выпуска, мы должны хорошо знать их деятельность. В этой ситуации - как на приеме у доктора или адвоката: либо рассказываете все и мы работаем, либо ничего - тогда работаем в режиме оперативного контроля. Что касается коммерческой тайны и конфиденциальности, то ведь вся информация, которая нам предоставляется и содержится в ГТД, проходит под грифом конфиденциально . Анкету составляли профессионалы-аудиторы, которые прекрасно осведомлены, на какие параметры необходимо обращать внимание, чтобы убедиться в устойчивости или неустойчивости фирмы. Вопросы в анкете - это своеобразные датчики, с помощью которых мы оцениваем таможенную и коммерческую устойчивость участника ВЭД и осуществляем последующий мониторинг его деятельности. Ведь в конечном итоге, оформляя партии товаров по зеленому сектору, участник ВЭД минимизирует свои временные и материальные издержки, это ему выгодно. А мы должны позаботиться, чтобы эта информация не просочилась за стены службы. Когда мы были в Германии, то нам приводили в пример фирму Икеа , которая экономит миллионы евро только на логистических cхемах без оперативного вмешательства таможни. Мало того, в Швеции идут еще дальше. Заключают специальный пакт о том, что клиент обязуется организовать работу по донесению до властей информации о недобросовестных соседях. Если ты хочешь упрощения, то дай что-то взамен.

- Вы думаете, что и у нас такая форма сотрудничества приживется?

- Во всяком случае, почти вся Европа так работает. Между прочим, до 90 процентов выявления правонарушений в Швеции идет по результатам именно этой информации. По сути, государство даже может и не иметь огромный штат оперативных сотрудников, они уже есть в бизнесе. В конце концов, если один играет честно и видит, что его сосед играет по другим правилам и у него образуются сверхприбыли, то это прямая конкурентная борьба.

Мы предполагаем, что во главе участников ВЭД, работающих на российском рынке и стремящихся к честной работе, в первую очередь, будут инвесторы и крупные транснациональные корпорации, думающие о своей репутации. Разве плохо, когда логистика будет отрегулирована таким образом, что товары пойдут непосредственно на склад получателя, а транзит и декларирование товаров будут проводиться в упрощенном порядке? Так что оказание таможенной услуги в виде сервиса - это не такое уж и отдаленное будущее. К 2009 году мы надеемся перейти на дистанционный удаленный сервис, максимально учитывающий добросовестность участника ВЭД. Если бизнес заинтересован в этом, то, безусловно, он должен делать шаги, которые бы способствовали упорядочению процедуры формирования перечней, и быть готовым пройти через горнило серьезных проверок.

Кстати, необходимо отметить, что в составе Рамочных стандартов безопасности и упрощения торговли ВТО, которые приняты сегодня большинством развитых стран, такая форма сотрудничества с бизнесом является основной.

- Вы нарисовали почти фантастическую картину будущего, в котором СУР играет главенствующую роль...

- На самом деле, система сама по себе просто инструмент. СУР нужно квалифицированно спланировать, подготовить и научить сотрудников пользоваться. От нее же ждут незамедлительного эффекта уже сейчас, как от какой-нибудь палочки-выручалочки. Нам требуется затратить еще очень много усилий и материальных средств, чтобы добиться видимых результатов. Ведь, изучая международный опыт, мы по крупицам собираем все лучшее и преломляем это с учетом российских реалий - менталитета населения, правового нигилизма, исторических и культурных особенностей. Важно, что в базовых позициях мы создаем модель, которая может быть легко встроена в европейские процессы. К такому же выводу пришли и эксперты из ЕС, проводившие сверку нашей работы по разработке и внедрению СУР с лучшей виртуальной моделью европейской СУР. В июне 2005 года мы получили официальный документ ЕС, содержащий эти выводы, а также рекомендации по составу и наполнению необходимых работ.

Просто нужно принять как аксиому -без новых принципов таможенного администрирования, таких, как электронное декларирование, предварительное информирование и СУР, мы навсегда отстанем от глобальных мировых процессов. Это показывают опыт зрелых таможенных администрации и новые угрозы времени.

Так, в Швеции комбинированное введение СУР, электронного декларирования и предварительного информирования позволило сократить таможенные органы в пять раз за 8 лет - с 10 тысяч до 2 тысяч человек. При этом их товарооборот схож с российским - 5 миллионов деклараций против почти 3 миллионов наших. И это на фоне наших 68 тысяч таможенников. Представляете, насколько эффективнее они работают и отбирают товары для досмотра - не более 5 процентов. Ограниченными ресурсами они достигают максимального эффекта. Причем 80 процентов деклараций по заданным параметрам компьютер просто отсеивает из-под контроля, а потому они сосредотачиваются на том, на чем необходимо, и смотрят только то, что нужно. Поэтому совершенно никто не стесняется того, что выявляются не все нарушения. Все закрыть невозможно, а потому такую задачу никто и не ставит. Например, будучи в Швеции я спросил в правоохранительном подразделении таможни, сколько наркотиков они выявляют, и мне ответили, что шесть процентов. И, представьте, их за это никто не расстреливает ! Они примерно знают внутреннее потребление, а также, сколько ввозится и сколько производится наркотиков внутри страны, и на основе этого рассчитывают, сколько могут выявлять таможенные органы. То же самое относится и к досмотрам.

Мы тоже понимаем, что все выявить нельзя. Как и то, что нельзя эффективно работать без эффективного внутриведомственного взаимодействия. Мало того, необходимо выходить через правительство и МИД на другой уровень - межведомственную кооперацию и международную борьбу с нарушениями таможенного законодательства. - Если резюмировать, то какая работа запланирована у вас на 2006 год?

- Самое главное - это начало третьей, переходной, стадии разработки и внедрения СУР, а также выход на создание Центра анализа и управления рисками. Мы начинаем администрировать новые показатели эффективности деятельности таможенных органов и продолжаем отслеживать старые показатели. В традиционном ежегодном плане разработки и внедрения СУР будут содержаться все эти работы, а также отдельные целевые задачи. Это позволит нам обеспечить плановый переход к мировым стандартам, а мировые стандарты - это всего лишь несколько минут на выпуск и досмотр не более пяти процентов партий товаров.

Валентина ДУДКОВА
Журнал Таможня