02.11.15

Свободный порт Владивосток станет порто-франко XXI века

События вокруг свободного порта Владивосток в последнее время развиваются стремительно. Грандиозный и беспрецедентный для российского законодательства по количеству льгот и преференций для бизнеса проект, призванный во многом определить социально-экономический облик российского Дальнего Востока, менее чем за год (312 дней) прошел путь от идеи до вступления в силу федерального закона.

Как известно, Владимир Путин предложил предоставить Владивостоку статус свободного порта в своем послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. А федеральный закон о свободном порте Владивосток вступил в силу 12 октября 2015 года. Режим порто-франко будет действовать на территории пятнадцати муниципальных образований Приморского края: это Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Спасск-Дальний, а также Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский и Ольгинский районы края, включая их морские акватории. Общая площадь свободной зоны составит 28,4 тыс. квадратных километров, на которой проживает 1,4 млн человек.

Закон стал поистине историческим для Приморского края и всей России моментом, который, по оценкам многих экспертов, знаменует как начало новой эпохи, так отчасти и возвращение старой, когда порт Владивосток носил статус порто-франко и был крупнейшей морской гаванью в регионе. Но теперь свободный порт Владивосток будет уже свободным портом нового уровня, настоящим порто-франко XXI века.

Уже с 1 января 2016 года будет разрешено пребывание иностранных граждан на территории свободного порта в течение восьми дней. Что касается других условий, то они будут вводиться постепенно.

Значимость закона о свободном порте Владивосток особо подчеркнул ранее Владимир Путин: «Действие этого законопроекта распространяется на все ключевые порты Приморского края от Зарубино до Находки и 13 районов, в которых проживает около 75 процентов населения края. Резиденты свободного порта получат широкие преференции – это не только налоговые льготы, но и облегченный визовый режим, введение свободной таможенной зоны, упрощенное прохождение контрольных процедур на границе. Свободный порт Владивосток станет гибким механизмом для инвестирования в российский Дальний Восток».

По мнению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, задача создания свободного порта масштабная – «занять достойное место среди ведущих центров Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Сингапур и Гонконг, которые стали мегаполисами мирового уровня во многом благодаря режиму свободных портов». Губернатор Приморья Владимир Миклушевский, в свою очередь, считает, что в основе закона о свободном порте заложены принципы формирования конкурентных условий ведения бизнеса в сравнении со странами АТР. «Принятая ставка социальных взносов – 7,6 процента. Она ниже, чем в Сингапуре, Японии, Республике Корея. По оценкам бизнеса, налоговые и таможенные льготы, вводимые в свободном порту, обеспечат сокращение затрат на реализацию инвестиционных проектов до 40 процентов», – отметил глава Приморья.

Экспертные ожидания от введения нового экономического режима достаточно высоки. К территории свободного порта Владивосток относятся все ключевые порты юга Дальнего Востока от Посьета до Находки и аэропорт Кневичи. В зону действия свободного порта входят перспективные крупные международные транспортные коридоры, такие как «Приморье-1» и «Приморье-2». Их реализация позволит получить значимый экономический эффект для региона за счет обеспечения транзита грузов из Северо-Восточных провинций Китая в порты Приморья с последующей отгрузкой на суда в адрес стран азиатского региона.

По предварительной оценке экспертов, в результате создания свободного порта Владивосток ожидается существенный рост ВРП Приморского края – в 2,2 раза к 2025 году (до 1,4 трлн рублей) и в 3,4 раза к 2034 году (до 2,1 трлн рублей). Прирост ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 году может составить 1,97 трлн рублей. Количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тыс. человек — к 2021 году, 108 тыс. человек – к 2025 году, 468,5 тыс. человек – к 2034 году.

4 сентября 2015 года распоряжением правительства РФ был впервые в России утвержден состав наблюдательного совета свободного порта. Возглавил совет вице-премьер правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. В состав наблюдательного совета вошли руководители федеральной исполнительной власти, глава Приморского края Владимир Миклушевский, а также представители муниципалитетов, вошедших в состав территории свободного порта Владивосток.

21 октября на первом заседании наблюдательного совета стал известен и первый резидент свободного порта Владивосток – Тихоокеанская инвестиционная компания с проектом строительства гостиницы и жилого комплекса в Славянке. Учредители компании – группа компаний «Транзит-ДВ» и китайские партнеры – инвестиционная компания по управлению госактивами КНР «Чжун Гун Синь». Всего же, по данным Юрия Трутнева, кандидатов в резиденты свободного порта уже более тридцати. Глава Минвостокразвития Александр Галушка сообщил, что потенциальными резидентами предложено сразу семь инвестиционных проектов с общим объемом заявленных инвестиций более 60 млрд рублей. И это только начало.

По словам губернатора Приморья Владимира Миклушевского, представители российского и иностранного бизнеса проявляют растущий интерес к свободному порту Владивосток. «Интерес к закону огромный как у российских, так и у иностранных инвесторов, в первую очередь из Китая, Южной Кореи и Японии. Большую заинтересованность проявили участники Первого восточного экономического форума, а также Второго российско-китайского ЭКСПО в Харбине», – отметил глава региона.

Так, глава администрации провинции Хэйлунцзян (КНР) Лу Хао на Втором китайско-российском ЭКСПО в Харбине заявил, что «создание территорий опережающего развития и свободного порта на Дальнем Востоке содействует торговле в области услуг и обменам персоналом и будет привлекать большое количество предприятий не только из Китая, но также из всей Северо-Восточной Азии».

22 октября Дмитрий Медведев подписал постановление «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток». Согласно утвержденным критериям, разработанным Минвостокразвития России, стать резидентом возможно, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо планирует реализовать на территории свободного порта Владивосток новый инвестиционный проект либо заявленные им виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки.

Объем капитальных вложений не может быть менее 5 млн рублей в срок, не превышающий трех лет со дня включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов свободного порта Владивосток. Принятое решение позволит сформировать целостную систему отбора резидентов свободного порта Владивосток, направленную на привлечение новых инвесторов. Главная задача – оказать содействие новому бизнесу и стимулировать модернизацию существующих предприятий. Для получения статуса уже работающей компании требуется подать заявку, предъявить бизнес-план и дальше заключить соглашение с указанным минимальным объемом инвестиций. Без получения статуса резидента компании могут работать в соответствии с общими правилами российского законодательства.

Причем компании, претендующие на статус резидента, уже могут подать заявку в онлайн-режиме на сайте Корпорации развития Дальнего Востока по адресу www.erdc.ru. Корпорация развития Дальнего Востока является управляющей компанией, которая определена правительством РФ в целях осуществления функций по управлению территориями опережающего социально-экономического развития и управления Свободным портом Владивосток.

Закон о свободном порте Владивосток фактически развил идеи, заложенные в законе о территориях опережающего развития (ТОР). Свободный порт – по своей сути это расширение представленной в ТОР экономической модели. Как известно, на Дальнем Востоке создано уже 9 ТОР, подано 53 заявки от резидентов на общую сумму 225 млрд рублей, хотя с момента юридического оформления территорий опережающего развития прошло всего несколько месяцев. Эксперты уверены, что активность инвесторов в порто-франко будет неменьшей.

Более того, правительство и власти Приморья уже говорят о расширении режима свободного порта на ключевые дальневосточные порты. Такую задачу поставил в сентябре Владимир Путин на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке. Минвостокразвития уже подготовило соответствующий законопроект и планирует его публичное обсуждение. Режим свободного порта будет создан ещё в четырёх субъектах РФ на Дальнем Востоке: в Камчатском крае и Хабаровском крае, в Сахалинской области и Чукотском автономном округе.

В целом международные эксперты считают, что российским властям удалось выработать удачную и конкурентную формулу свободного порта, использовав как собственный исторический опыт, так и лучшую зарубежную практику. Правительство РФ намерено внимательно следить, как заработает схема порто-франко во Владивостоке, получить реакцию бизнеса и уже по итогам его деятельности определить, каким образом распространять эту практику на территории всей Российской Федерации или в чём-то её корректировать.

Но в целом ни у кого не вызывает сомнения, что свободный порт – это принятая на международном уровне и весьма полезная практика, которая при её грамотной реализации эффективно помогает успешному социально-экономическому развитию регионов и отдельных территорий.

ТПП-Информ