СЗТУ возглавит контролёр
Уход со своего поста руководителя СЗТУ Михаила Прокофьева поставил точку в главном таможенном скандале года. СЗТУ лихорадило еще с весны, когда на Балтийской таможне прошли масштабные проверки. В итоге, ожидается, что это подразделение управления и вовсе исчезнет: сольется с Санкт-Петербургской таможней. Однако произойдет это уже без Прокофьева. Он теперь пенсионер.
В Федеральной таможенной службе России официально подтвердили, что приказ об увольнении Михаила Прокофьева с должности начальника Северо-Западного таможенного управления подписан. С 13 ноября, фактически едва выйдя из отпуска, он отправится уже на постоянный отдых — пенсию. В пресс-службе СЗТУ уточнили, что это регламентируется в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Преемник Прокофьева, хоть и с приставкой и.о., уже также известен. Приказ о назначении первого зама по таможенному контролю Юрия Лямкина был подписан еще 30 октября. Впрочем, исполняющим обязанности он будет только с 14 ноября по 10 февраля 2010 года. За это время в таможне должны определиться с окончательной кандидатурой. Сам Лямкин, хоть и не новичок в таможенном деле, но в Петербурге только с конца апреля. В город на Неве его перевели из Алтайского края, где он также занимал должность зама по контролю.
Переезд первого зама стал лишь одним из этапов в серьезных перестановках в СЗТУ. За последнее время в управлении появились и другие назначенцы из регионов: в частности, на пост начальника оперативной таможни пришел Александр Бров, до этого руководивший «оперативниками» на Урале. На изрядно потрепанную проверками и оскандалившуюся Балтику в качестве и.о. был поставлен Андрей Гринь из Нижнетагильской таможни. Олег Туголуков (его непосредственный руководитель) как-то подозрительно слишком долго находится на больничном.
Собственно, с проверок Балтийской таможни и начались все неприятности СЗТУ. От вопросов журналистов по поводу происходящего в порту в таможенном управлении активно открещивались, называя работу ревизоров обычным делом. Кстати, проверяли Балтику и прошлой осенью, но заявления и действия со стороны центрального аппарата произошли только в 2009-м.
Седьмого апреля этого года руководитель ФТС Андрей Бельянинов отметил «упущения в работе» этого подразделения СЗТУ. Уходов «по собственному», впрочем, не последовало. Тем не менее, несколько инспекторов таможни оказались под следствием. В следственных органах это связали с давними делами, в частности, с громким делом «Трех китов». Были претензии к коллегам и у Санкт-Петербургской таможни: неправильное определение таможенной стоимости, повлекшее серьезный недобор по платежам.
Сейчас только один росчерк отделяет Балтийскую таможню от исчезновения. Проект по слиянию двух главных бюджетообразующих таможен северо-запада (на долю Балтийской и Санкт-Петербургской приходится почти 50% сборов) уже находится в ФТС. Необходимость преобразования Юрий Лямкин объяснял журналистам еще в июле на своей первой «презентации» широкой публике. По его словам, объединение связано со спецификой работы морского таможенного пункта пропуска, который не должен заниматься полным циклом таможенной очистки. При реорганизации и объединении таможен в порту грузы будут только переваливаться, проходить начальный этап проверки, а после будут переправляться в так называемые «сухие» порты.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»