25.05.05

Т. Круглова : Новая роль фискальных органов и инвестиционная привлекательность страны

Татьяна Константиновна, послание президента Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. подтвердило ориентацию государственной экономической политики на содействие экономическому росту. Однако не потеряется ли ряд замечаний, сформулированных в послании, за общим идеологическим пафосом, не пострадают ли заявленные стратегические приоритеты таможенной политики в ходе прохождения бюрократических процедур?

Несмотря на общую идеологическую направленность послания, в нем содержится отчетливое указание на экономические приоритеты политики Владимира Путина. Это курс на обеспечение конкурентоспособности российской экономики: достижение высоких темпов роста, развитие инновационного потенциала экономики, повышение благосостояния граждан.

Многообещающе прозвучали слова президента о намерении развить обозначенные цели в предстоящем Бюджетном послании. Полагаю, Бюджетное послание ответит на многие вопросы, которые в настоящее время активно обсуждаются как во властных коридорах, так и в экспертном сообществе.

Так сложилось, что Бюджетное послание Федеральному Собранию, которое определяет основные принципы государственной экономической политики, следует непосредственно за основным обращением к законодателям. Предположительно Бюджетное послание 2005 года будет опубликовано в конце мая начале июня. Вы рассчитываете на то, что в нем, помимо традиционной корректировки налоговой политики, будут сформулированы основные задачи совершенствования таможенной политики?

Послание президента в этом году сопровождается важными новациями. Так, сразу по окончании майских праздников вышел перечень поручений по реализации основных положений Послания Президента 2005 года. В нем конкретизированы основные управленческие задачи, расписанные по ответственным за них органам исполнительной власти. Примечательно, что задания распределены между представителями исполнительной власти и не адресованы к членам парламента.

Признаюсь, что этот документ несколько разочаровал меня и моих коллег. Ключевым моментом, на который я хотела бы обратить внимание, является исключение из списка сформулированных в Послании задач в сфере таможенной политики.

Напомню, что 25 апреля Владимир Путин назвал работу налоговых и таможенных органов системообразующей задачей в сфере развития государства . Тогда же президентом был сформулирован ключевой принцип работы фискальных органов: Считаю, что приоритетом в их деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин .

Таким образом, участникам внешнеэкономической деятельности, инвесторам, руководству таможенных органов и представителям таможенного бизнеса, который представляет Группа ТАРГО , был дан принципиальный ответ по поводу стратегической роли таможенной системы. Президент ясно дал понять, что ее деятельность направлена на обеспечение исполнения закона, а не выполнение каких-либо планов и норм выработки , связанных с обеспечением бюджетных доходов. Это крайне серьезное заявление для главы государства, поступления в национальный бюджет которого с таможни составляют более 40%. Фактически это призыв к налоговой и таможенной службам содействовать стратегической цели государства - экономическому росту а не демонстрировать эффективность отдельных государственных ведомств, в ущерб общей цели. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что по этому вопросу президента поддерживает все бизнес-сообщество.

Однако, в упомянутом перечне поручений, это заявление президента отражено в значительно урезанном, можно сказать, ущербном виде. Единственный из 15 пунктов перечня - четвертый, касающийся конкретизации заявленных президентом тезисов, полностью исключил таможенные вопросы из списка приоритетов исполнительной власти на ближайший год:

Подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, направленного на совершенствование налогового контроля, упорядочение проверок, расширение гарантий соблюдения прав налогоплательщиков, утверждение новых форм погашения налоговой задолженности хозяйствующих субъектов, предусмотрев при этом, что приоритетом в деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение планов по сбору налогов .

Получается, что чиновники, которые готовили этот перечень, просто забыли о словах Президента. И это всего за 2 недели, прошедшие со дня послания! Или, что хуже, намеренно исключили таможенные вопросы, создавая видимость того, что в этом направлении у нас все безоблачно?

Не хочется верить в то, что произнесение Владимиром Путиным столь важных заявлений не предполагало наличия за словами реальных планов по совершенствованию политики в таможенной сфере, которые бы содействовали тому, чтобы таможенное регулирование как функция государства играло бы роль катализатора инвестиционной активности.

Как Вы думаете, Владимир Путин предпримет меры по активизации вопросов таможенной политики на заявленной на днях встрече первых лиц страны? Очередная встреча, на которой планируется обсуждение конкретных мер по реализации положения президентского Послания намечена на 18 мая, когда Владимир Путин встретится с Михаилом Фрадковым и спикерами обеих палат парламента.

Уверена, что тема совершенствования государственного регулирования и правоприменительной практики не должна выпасть из сферы внимания руководства страны. Будем надеяться, на то, что эта встреча сможет пролить свет на возможные шаги государства в этих вопросах.

24 мая 2005

Круглова Татьяна Константиновна

http://www.opec.ru