12.07.05

Табачок врозь

Новые акцизы и отмена госрегистрации усилят конкуренцию на табачном рынке.

Минэкономразвития в начале июля подтвердило, что пошлина на импорт табака из стран вне ЕврАзЭСа, установленная с сентября 2004 года в 10 процентов, будет постоянной. Прежде она составляла 20 процентов. В то же самое время с этого года компании, производящие табачные смеси, освобождены от пошлин на взаимные поставки своей продукции в беспошлинном регионе СНГ, то есть в рамках ЕврАзЭС.

На прошлой неделе Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс: они, в частности, предусматривают увеличение акцизов на сравнительно дешевые сигареты и снижение последних для дорогих марок. Это инициируется в основном зарубежными крупными компаниями-производителями престижных и, соответственно, дорогостоящих сигарет, но преимущественно из ненатуральных компонентов-заменителей. Такая продукция проигрывает не только в ценовой, но и в качественной конкуренции многим дешевым сигаретам - российским, белорусским, молдавским, украинским, закавказским, восточноевропейским. Естественно, что против упомянутого предложения выступают продуценты и сбытовики вполне конкурентоспособной и, повторим, качественной и дешевой продукции.

Американо-британским корпорациям ныне фактически принадлежит до 65 процентов всех табакоперерабатывающих мощностей и почти 40 процентов ежегодного производства табачных полуфабрикатов и готовых изделий в экс-СССР. Качество и ассортимент "постсоветского" табачного сырья остается невысоким. По данным ФАО - Всемирной продовольственной организации ООН (2004 г.), национальные технологии его выращивания, обогащения и переработки не обновляются с середины 1980-х годов. С учетом современной внешнеэкономической конъюнктуры намного выгоднее вывозить табачное сырье и его полуфабрикаты, в том числе нелегально, чем перерабатывать их в странах Содружества. Сказывается и контрабандный демпинговый импорт табачных смесей и готовых сигарет: по оценкам таможенных органов, с конца 1980-х годов доля нелегального импорта таких изделий в общем объеме их импорта в РФ стабильно превышает 40, а в среднем по СНГ - около 55 процентов. Минимален этот показатель для Белоруссии - меньше 25 процентов. Заметим, что государственная монополия на импорт всех табачных компонентов сохранена в Белоруссии, Туркмении, Узбекистане и частично в Молдавии.

Многочисленными являются факты скупки инофирмами или их "дочками"-посредниками за бесценок уникального табачного сырья в Закавказье, Молдавии, Крыму, Узбекистане, Таджикистане, на Северном Кавказе. И неудивительно, что, например, 30-35 процентов объема совокупного ежегодного экспорта в экс-СССР сигарет и табачной мешки изготовляется, по экспертным данным, из "постсоветского" сырья.

Так или иначе, все табакопроизводители России и других стран Содружества уже могут беспошлинно поставлять табачную мешку в пределах беспошлинного пространства СНГ (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Но таможенные пошлины и диктат торгово-посреднических структур, давно сориентированных на импорт в Россию "заморских" сигарет и на сбыт табачных товаров, производимых инофирмами в экс-СССР, почти полностью исключают импорт и сбыт в РФ "родных" табака и особенно табачных изделий Молдавии, Украины, Закавказья, Средней Азии. Хотя в Белоруссии, Молдавии, Украине и Узбекистане цены на местные сигареты в среднем почти вдвое ниже, чем на аналогичные российские изделия. Эта продукция почти исключительно натуральная в отличие от табачных изделий, производимых в бывшем СССР американо-британскими фирмами: в их товарах доля натурального сырья едва достигает 35 процентов. Но потребительски эффектные ароматические и другие вкусовые добавки увеличивают спрос не на национальные, а, скажем так, на транснациональные табачные изделия, хотя они дороже местных минимум на треть. Что касается чисто импортных табачных изделий, в столицах стран СНГ минимальная розничная цена пачки в 20 сигарет США ныне превышает 15 долларов, Великобритании, Франции и Голландии - почти достигает 20 долларов, а Австралии и ЮАР - превышает 25 долларов.

По экспертным данным Минсельхоза и Минэкономразвития РФ (2005 г.), по урожайности табака и глубине переработки местного табачного сырья бывший СССР пока занимает лишь 58-е место в мире, но по глубине переработки, заметим, иностранного табачного сырья, в том числе табачной мешки, - 15-е. Осуществляется же последняя почти исключительно на тех табачных фабриках в экс-СССР, которые в большинстве своем контролируются американо-британским бизнесом.

Между тем

Госдума приняла в первом чтении законопроект, исключающий табачные и парфюмерные изделия из перечня продукции, подлежащей государственной регистрации. Соответствующие поправки вносятся в п.2 ст.30 действующего Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Законопроект исключает дублирующие процедуры госрегистрации, касающиеся спиртосодержащей парфюмерной продукции. Кроме того, устраняются излишние административные барьеры при обороте табачных изделий. При этом учитывается, что ст.3 Закона "Об ограничении курения табака" запрещается производство, импорт, оптовая и розничная торговля табачными изделиями, которые не соответствуют гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы. Другими словами, в настоящий момент уже существуют законодательные нормы, определяющие качественные параметры табачной продукции.

РосБизнесКонсалтинг.

Российская газета 12.07.05