29.01.10

Таможенная ловушка для оператора

Из-за произвола чиновников в России возникли серьезные проблемы с введением нового поколения сотовой связи

Когда на лентах информационных агентств появились первые сообщения о проблемах российских сотовых операторов на белорусской таможне, не позволяющей ввезти оборудование для строительства сотовых сетей 3G, все казалось простым и понятным. Не секрет, что Александр Лукашенко уже давно (с того момента, как стало ясно, что не быть ему президентом объединенного государства) ведет себя по отношению к российским транзитным грузам, как средневековый сеньор. Не одну сотню раз фуры с различным товаром останавливались на белорусской таможне в связи с несоответствием документов какому-либо новому предписанию местных властей. И частенько такое задержание товара дорого стоило его владельцам.

Казалось, и сейчас происходит то же самое. Тем более, что между Белоруссией и Россией разгорелся нефтяной конфликт. Но нет, на этот раз мы столкнулись с новой ситуацией. И президент Лукашенко, и белорусские таможенники оказались здесь ни при чем.

Закупленное оборудование для строительства сетей 3G, по мере поступления, застревало на всех возможных таможенных пунктах. На владивостокской таможне стоит в контейнерах оборудование, закупленное у японской фирмы Huawei для Поволжского филиала "Мегафона". По плану, его монтаж должен был уже начаться. Задержана отгрузка станций 3G для северо-западного филиала этого же оператора. Представители "Мегафона" заявляют: сроки ввода в эксплуатацию сорваны для 25-28 % запланированного на год оборудования. С 11 января недополучила оборудования более чем на 10 миллионов долларов МТС.

Что же произошло?

Речь идет об очередном проявлении чиновничьего произвола. В экспертном сообществе существует распространенный термин – "административная рента". Обозначает он получение бюрократическими структурами и отдельными чиновниками прибыли за счет установления административных барьеров. Одним из таких барьеров является лицензирование, с неумеренным применением которого безуспешно борется в последнее время верховная российская власть.

И вот при составлении правил Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, вступивших в силу с 1 января этого года, сообразительные чиновники вписали в них ограничения, распространяющиеся, в частности, на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения. Именно под эти ограничения и подпадают базовые станции для сетей сотовой связи. Теперь их импорт должен осуществляться на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным госорганом.

Надо сказать, что удар нанесен не только по сотовым операторам, злоключения которых не ограничиваются оборудованием для сети 3G. По правилам Таможенного союза, все компании, импортирующие устройства с возможностью шифрования, должны уведомлять госорган, отвечающий за безопасность. В эту категорию попадают ноутбуки, сотовые телефоны и некоторые аксессуары к ним, например, bluetooth-гарнитуры. При этом официально этот орган вовремя определен не был, и лишь 21 января ФТС сообщила, что обращаться надо в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ.

Однако в данном случае введение административного барьера объясняется, пусть и с трудом, проблемами безопасности. А чем объяснить то, что теперь импортеров обязывают иметь лицензию на все категории алкоголя? До сих пор в России такое требование распространялось только на водку, текилу и некоторые другие крепкие напитки. При этом импортеры утверждают, что они не были своевременно извещены о нововведениях. Минпромторг начал принимать заявки на оформление лицензий только после новогодних каникул. Наконец, с подобными проблемами столкнулись импортеры витаминов. Ранее их можно было импортировать на основании разрешительных писем Росздравнадзора. Теперь помимо такого разрешения необходимо получать лицензию Минпромторга, как и для остальных лекарств.

Но здесь хотя бы известно, к кому идти за лицензией. Для оборудования сотовых операторов еще пару дней назад лицензирующий орган вообще не был определен.

Ситуация, увы, проста и отвратительна: готовившие правила чиновники решили дать возможность своему брату-бюрократу получить ту самую административную ренту там, где еще вчера делать это было нельзя. Но то ли в спешке, то ли по известному чиновничьему головотяпству, вписав обязательное лицензирование в правила Таможенного союза, забыли вписать туда соответствующие организации, эту деятельность осуществляющие. В итоге для сотовых компаний ситуация начала складываться по наихудшему сценарию.

Получая частоты для 3G, операторы обязались ввести большинство сетей в эксплуатацию до конца мая 2010 года. Если они нарушат эти сроки, то вполне могут лишиться частот. Ведь лицензия не учитывает предпринимательских рисков, а несоблюдение ее условий является основанием для отзыва данного документа в судебном порядке. Это – самое худшее, хотя и трудно представить себе, чтобы лицензии на частоты отобрали у трех ведущих компаний России.

Сотовые операторы еще в конце прошлого года обращались в Минпромторг, Федеральную таможенную службу и Главный радиочастотный центр с просьбой разъяснить, как получать лицензии на ввоз оборудования. Ответа они не получили. Сейчас ситуация такова: если процедуру разъяснят прямо сегодня, поставки возобновятся не раньше второй половины февраля – оформление подобных лицензий занимает как минимум 20 дней. А компании уже в цейтноте. Кроме того, задержки с запуском сетей означают упущенную выгоду операторов. По данным "Мегафона", в регионах, где уже были запущены сети 3G, интернет-трафик их абонентов удваивался. А в МТС отмечают, что по итогам 2009 года интернет-трафик за счет запуска сетей 3G вырос в 15 раз. Кто компенсирует такие убытки?

"Подобные случаи связаны с прямыми издержками, причем как самих экономических агентов, так и потенциальных покупателей, которым не удалось приобрести товары или услуги, – считает руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов. – Более того, существуют еще и косвенные последствия, которые носят долгосрочный экономический характер. Они заключаются в том, что предприниматели, занимающиеся производством и продажей данных товаров и услуг, учитывая свои риски, связанные с кризисом, политикой госорганов и так далее, скорее всего, повысят вероятность ожидаемых инцидентов. А это имеет прямое отношение к повышению цены, поскольку риски для предпринимателей – это и есть издержки".

Так что платить за административную ренту, которую должны извлечь чиновники из новых правил, придется всем нам.

Между прочим, по свидетельству белорусских СМИ, на территории их республики данные правила (на то же оборудование для строительства сетей 3G) не применяются.

Новая политика; 29.01.10