14.05.09

Таможенная пошлина: о льготах лучше думать заранее

В письме ФТС России от 31.12.2008 № 01-11/56480 «О возврате таможенных пошлин, налогов» рассмотрена возможность применения льгот по уплате таможенных пошлин после таможенного оформления.

Рассмотрение тривиальной ситуации, связанной с применением льгот по таможенным платежам, привело ФТС России к удивительному выводу. Увы, этот вывод, как всегда, не в пользу участников ВЭД.

Итак, согласно ст. 124 Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ), подавая декларацию, участник ВЭД обязан указать в ней все сведения, необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей. Указывается в том числе информация о наличии у лица льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, о применении тарифных преференций.

Но что делать, если на момент таможенного оформления нет документа, подтверждающего наличие у лица льготы по платежам, или лицо не знает, что обладает такой льготой? Можно ли сначала уплатить платежи полностью, а после оформления товара вернуть «льготную» часть как излишне уплаченную?

ФТС России в данном письме заявила, что это невозможно. Суть позиции ФТС России сводится к тому, что если при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации не были заявлены соответствующие сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей и товары были выпущены (помещены под избранный таможенный режим), то представление в таможню документов, подтверждающих наличие льгот, уже после выпуска товаров не может свидетельствовать о факте излишней уплаты таможенных пошлин, налогов. Аргументация при этом приводится сугубо формальная.

Так, ФТС России упоминает п. 3 ст. 131 ТК РФ, согласно которому декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия. Нет документа – нет льготы, а значит, нет и излишне уплаченных платежей. Таков вывод ФТС России.

Возврат в данной ситуации излишне уплаченных сумм таможенных пошлин на основании п. 1 ст. 355 ТК РФ возможен, по мнению ФТС России, только в том случае, если при таможенном оформлении товаров в декларации были заявлены необходимые сведения о применении льгот и в таможню были представлены соответствующие подтверждающие документы, но при этом таможенные платежи уплачены в полном размере.

Кроме того, ФТС России считает, что в данном случае неприменим и подп. 3 п. 1 ст. 356 ТК РФ, согласно которому возможен возврат таможенных платежей, если сама тарифная льгота представляет собой возврат уплаченной суммы таможенной пошлины. Почему? На основании ст. 34 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» порядок предоставления тарифных льгот определяется Правительством РФ. В связи с этим возврат суммы таможенной пошлины в соответствии с указанной нормой может быть осуществлен, только если Правительством РФ установлена тарифная льгота в виде возврата уплаченной таможенной пошлины. А такой льготы, заявляет ФТС России, на данный момент нет.

Итак, таможня еще раз продемонстрировала, что не гнушается любыми способами сравнительно честного «отъема» денег у участников ВЭД. Но законна ли позиция таможенного ведомства?

Изложенная позиция на первый взгляд представляется вполне законной. За исключением одной детали. Дело в том, что п. 3 ст. 131 ТК РФ, на который ссылается ФТС России, действительно обязывает претендента на получение льгот представить в таможню необходимые документы. Но в статье не сказано, на каком именно этапе он должен это сделать – до оформления, во время или после него. И если исходить из такого же формального подхода, какой был применен самой ФТС России, то данная норма не запрещает представлять документы и после выпуска товаров.

Но это теория, а на практике, без сомнения, будут исходить из содержания рассмотренного письма. Остается только одно: до выяснения всех деталей о наличии льготы и получения необходимых документов лучше выпускать товар условно. Тогда платежи будут пересчитаны. Ну а если же товар выпущен и платежи уплачены... остается только суд. На что ссылаться? На п. 1 ст. 355 ТК РФ. В нем приведено определение «излишне уплаченной пошлины» и не сделано каких-либо исключений. Поэтому таковой признается любая сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате по законодательству РФ.

"Экономика и жизнь»" 14.05.09