14.01.05

Таможенная реформа: состояние и перспективы

В Москве в отеле Марриотт Гранд состоялась конференция, на которой рассматривались современное состояние и перспективы таможенной реформы. В ней приняли участие ведущие специалисты Минфина и ФТС России, а также представители бизнеса. В рамках конференции прошел круглый стол на тему Взаимодействие и сотрудничество участников ВЭД и таможенных органов . Круглый стол вел заместитель руководителя ФТС Юрий Азаров. В обсуждении проблем участвовали руководители таможен, расположенных на территории столицы, а также начальник ЦТУ Юрий Рыбкин и руководители таможен в международных аэропортах Домодедово , Внуково и Шереметьево . Конференция была организована газетой The Moscow Times и компанией PricewaterhouseCoopers .

Введение нового таможенного законодательства и практически синхронное с ним реформирование административного управления стали серьезным испытанием и для ведомств, и для бизнеса, подчеркнул, открывая конференцию, директор таможенной практики PricewaterhouseCoopers Александр Драгунов.

Новый Таможенный кодекс и таможенная реформа, с одной стороны, вскрыли резервы и позволили увеличить поток товаров через границу и, соответственно, больше сдать денежных средств в бюджет, но, с другой стороны, появились новые вопросы, на которые пока ответов нет.

МЕЖДУ ТРЕХ ВЕДОМСТВ

По мнению представителя Минфина Ларисы Бондарь, идея разделить связанные с таможенным делом функции между тремя ведомствами -Минэкономразвития, Минфином и ФТС - сама по себе логична. К компетенции Минфина отнесены таможенная стоимость и таможенные платежи, но только в той части, которая касается правового регулирования, нормотворческой деятельности и контроля за соблюдением таможенными органами законодательства по определению таможенной стоимости.

Проблемы же, которые сейчас проявляются на практике, в том числе требующие определенной корректировки нормативной базы, часто находятся на пересечении компетенции трех ведомств и могут быть решены только при тесном их взаимодействии. Однако порядок такого взаимодействия, по словам Ларисы Бондарь, до конца не установлен. И оно пока осуществляется только по каким-то отдельным аспектам . В частности, Минфином направлены в правительство предложения, поддержанные Минэкономразвития, о порядке осуществления контроля за применением таможенными органами законодательства по исчислению таможенных платежей и определению таможенной стоимости. Однако это еще только предложения. Если они будут одобрены правительством, предстоит детальная разработка этого порядка и подготовка соответствующего нормативного документа, в котором он будет прописан. То есть предстоит пройти еще достаточно длинный и тернистый путь.

Отсутствие четкого порядка взаимодействия Минэкономразвития, Минфина и ФТС тормозит таможенную реформу и создает дополнительные трудности для участников ВЭД. Об этом говорили представители бизнеса на конференции.

Тем не менее конкретные шаги по налаживанию взаимодействия предпринимаются. Для решения горящих вопросов, требующего участия двух или трех ведомств, создана специальная рабочая группа. В нее входят представители Минэкономразвития, Минфина и ФТС. Группу возглавляют директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Алексей Каульбарс и заместитель министра финансов Михаил Моторин. Собирается группа раз в две недели. Лариса Бондарь проинформировала участников конференции, что обращаться в эту группу можно только через конкретное министерство или ФТС, так как сама группа создана исключительно для межведомственной координации, а не для работы напрямую с участниками ВЭД.

КОДЕКС НОВЫЙ -ПСИХОЛОГИЯ СТАРАЯ

Анализируя итоги работы по новому Таможенному кодексу, заместитель руководителя ФТС Юрий Азаров отметил, что в целом он по своей направленности и содержанию соответствует международному праву , положениям Киотской конвенции и тем требованиям, которые выдвигались Всемирной торговой организацией. Такую оценку кодекс получил и на сентябрьском форуме Всемирной таможенной организации в Брюсселе и во время проходивших в конце октября парламентских слушаниях в Госдуме.

Большой удачей Юрий Азаров назвал тот факт, что до изменения статуса, то есть до преобразования ГТК в ФТС, в процессе проведения административной реформы удалось за счет чрезвычайных усилий в основном создать подзаконную нормативную базу . Она включает в себя двенадцать постановлений и два распоряжения правительства, около сотни приказов ГТК, которые подлежали регистрации в Минюсте. Это дало возможность перейти на работу в новых условиях, значительно упростить и ускорить работу по таможенному оформлению товаров, форсировать введение информационных технологий. Сегодня до 98 процентов товаров оформляется в течение 3 дней, и около 70 процентов - за один день. Поставлена задача, чтобы товары перемещались через границу за минуты. С этой целью предпринят беспрецедентный шаг - издан нормативный документ, в котором установлено время таможенного оформления на приграничных пунктах пропуска. Следующий шаг в этом направлении - разработка программы, в соответствии с которой непосредственно на границе будет только два хозяина - таможня и пограничники. ФТС готовит для нее свои предложения, в том числе нормативного характера.

Говоря о проблемах, заместитель руководителя ФТС подчеркнул, что главной из них по-прежнему остается субъективный фактор . Изменение психологии сотрудников таможенных органов отстает от тех требований, которые сегодня диктует реформа службы. Требования к организации работы таможенного органа значительно повысились. Решающее значение здесь будет иметь переназначение руководителей таможенных органов. Со многими из них будет встречаться (и уже встречается) министр экономического развития и торговли.

Сегодня все заинтересованы в том, чтобы организационно-штатные мероприятия были проведены как можно быстрее. Затягивание структурных и кадровых перемен, по убеждению Юрия Азарова, может привести к обратному эффекту, когда сотруднику уже станет наплевать на все, и он будет пользоваться моментом . При этом он заверил, что такие ситуации сегодня тщательно отслеживаются. Сегодня стоит задача поместить таможенные процедуры в такие формализованные рамки, чтобы можно было полностью исключить субъективный фактор. Тем более что новый Таможенный кодекс по многим направлениям является законом прямого действия и позволяет участникам ВЭД, опираясь на его положения, отстаивать свои позиции.

Особенно убедительно это проявляется в судебной практике. Число обращений в суды растет. По словам Юрия Азарова, таможенные органы проигрывают суды по многим вопросам и прежде всего по корректировкам таможенной стоимости .

Работа по выстраиванию нормативной базы в области таможенного дела еще не завершена. И хотя по условиям реформы такая деятельность теперь в компетенции Минэкономразвития и Минфина, это не значит, что таможенная служба не принимает участия в этой работе, отметил Ю. Азаров. Вместе с Минфином ФТС участвовала в разработке закона о таможенных сборах и соответствующего постановления правительства. Сегодня ФТС совместно с тем же министерством работает над вопросами, связанными с изменениями в законе О таможенном тарифе .

Юрий Азаров также подчеркнул, что нормативное поле в условиях развития административной реформы должно создаваться при тесном взаимодействии с организациями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью. Для этого он предложил реанимировать деятельность экспертного совета по таможенной политике при ФТС, переименовав его в экспертный совет по вопросам таможенной технологии, что соответствует новому статусу службы. Заместитель руководителя ФТС подчеркнул, что такой совет должен функционировать при непосредственном участии представителей Минэкономразвития и Минфина, но при таможенной службе, на территории правоприменителя . Так можно будет более оперативно решать проблемы участников ВЭД.

НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ НОВАЦИИ

Заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС Людмила Карамзина, анализируя практику применения экономических таможенных режимов, обратила внимание представителей компаний на то, что они не используют в полной мере возможности, которые предусмотрены новым кодексом. Из пяти экономических режимов используется только четыре - переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, временный ввоз и таможенный склад. Таможенный режим переработки для внутреннего потребления сегодня не работает.

Нет постановления правительства с перечнем товаров, которые можно было бы помещать под этот режим. 1/1 у ведомств отсутствуют основания для подготовки такого постановления, так как нет обращений от участников ВЭД с обоснованием, что российской экономике такой режим нужен. Подобная незаинтересованность вызывает сожаление, так как таможенный режим переработки для внутреннего пользования достаточно широко и эффективно применяется в других странах и особенно в Европе.

Таможенный кодекс установил много новшеств по применению конкретных экономических режимов. Например, при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза обеспечение уплаты таможенных платежей сегодня требуется далеко не всегда. Однако участники ВЭД часто не представляют в таможенные органы необходимые сведения о том, где будут использоваться ввозимые ими товары, создавая своего рода риск для таможни. Естественно, что в такой ситуации от них требуют обеспечения уплаты таможенных платежей. Позиция ФТС в таких случаях заключается в том, чтобы таможенные органы подходили дифференцированно и не требовали обеспечения уплаты таможенных платежей, когда речь идет о крупных промышленных предприятиях, и соответственно о крупных организациях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью .

Наиболее существенные изменения, по словам Людмилы Карамзиной, претерпел режим таможенного склада. В уходящем году возросло количество таможенных складов закрытого типа, учредителями которых являются предприятия. Однако для России выгоднее, чтобы больше создавалось таможенных складов открытого типа, специализирующихся на конкретных товарах. На таких складах в соответствии с новым законодательством можно устанавливать упрощенную процедуру таможенного оформления.

Сегодня перечень товаров, которые нельзя помещать на таможенный склад, крайне узок. Вопреки распространенному мнению, в этом перечне нет ни автомобилей, ни продуктов питания. Поэтому создание новых таможенных складов открытого типа для хранения этих видов товаров, отметила Людмила Карамзина, будет только приветствоваться. Она также сообщила, что снижены требования к обустройству складов оборудованием, в частности те из них, которые относятся к хранению товаров навалом (сахар, стройматериалы). Кроме того, на таможенных складах разрешено осуществлять не только хранение, но и продажу товаров.

Что касается дальнейшего упрощения процедур, связанных с применением таможенного режима таможенного склада, то здесь ФТС рассчитывает на взаимодействие с участниками ВЭД.

Говоря о режиме переработки на таможенной территории, Людмила Карамзина отметила, что объемы его применения растут. Однако продолжается негативная практика применения этого режима в неупрощенном порядке. То есть в тех случаях, когда для помещения товара под этот режим достаточно декларации, участники ВЭД получают предварительно еще и разрешение таможенных органов.

Наиболее активная динамика применения в текущем году отмечена у режима временного ввоза - рост на 20 процентов (по другим таможенным экономическим режимам этот показатель составил в среднем 11 процентов. Причина вполне объяснима. Теперь, по новому законодательству, товары, помещенные под таможенный режим временного ввоза, можно ремонтировать, и многие участники ВЭД решили этой возможностью воспользоваться. Выявлено и типичное нарушение - не используется таможенная процедура по оформлению передачи временно ввезенных товаров в пользование другому лицу. А по закону игнорирование этой операции влечет взыскание всех сумм таможенных пошлин и налогов за условно выпущенный товар. В нынешнем году таможня смотрела на это нарушение довольно лояльно, в дальнейшем этого не будет. Товаром имеет право пользоваться только то лицо, которое оформляло на него временный ввоз.

Говоря о перспективах применения данного режима, Людмила Карамзина сообщила, что таможенная служба направила в Минэкономразвития проект документа об упрощении декларирования временно ввозимых товаров. Ожидается также, что еще в этом году ФТС выпустит документ по реализации положений международной Конвенции о временном ввозе, который охватит все вопросы, связанные с применением таможенного режима временного ввоза.

ПРЯМОЙ КОНТАКТ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Из представителей ФТС на конференции выступили также заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля Петр Баклаков и начальник Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений Андрей Кудряшов.

Петр Баклаков рассказал об упрощенных процедурах таможенного оформления товаров и объяснил, почему сегодня не все организации могут воспользоваться положениями 68 статьи ТК. Темой выступления Андрея Ку-дряшова были вопросы классификации товаров по ТН ВЭД и ожидаемые изменения в тарифном регулировании.

С небольшой долей риска можно утверждать, что выступления участников конференции позволили присутствующим составить достаточно реальное представление о современном состоянии таможенной реформы и ее развитии в ближайшие несколько месяцев. Что же касается конкретных вопросов по таможенному оформлению, которые на конференции задавали представители бизнеса, то они достаточно четко обнажили узкие места как в правоприменительной практике, так и в нормативной базе.

Понятно, что не на все вопросы возможно было дать исчерпывающие разъяснения непосредственно на конференции. Некоторые из них требуют более тщательного изучения. Отрадно, однако, что и представители компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, и представители таможенной службы продемонстрировали готовность к тесному сотрудничеству для поиска оптимальных решений.

Виртуальная таможня по материалам журнала Таможня