24.04.13

Таможенная система России устарела

Нужен независимый мониторинг эффективности работы ФТС, решили в Государственной Думе , где состоялось расширенное заседание Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков

Главной темой повестки стала презентация научных исследований - экспертно-аналитической работы "Администрирование внешнеторговых грузопотоков". Присутствующий на заседании заместитель Председателя Государственной Думы Сергей Железняк, курирующий транспортную инфраструктуру, посетовал на то, что в полной мере не используется ни геополитический, ни экономический потенциал России, связанный с логистикой. Он подчеркнул, что функции, возложенные на таможню в этой связи, не дают положительного результата.

"Одна из задач Комитета по Транспорту и Координационного Совета сделать так, чтобы ни одно резонансное решение исполнительной власти не принималось без предварительного обсуждения в экспертной среде и анализа всех последствий принимаемых решений". - сказал Железняк.

Итог исследований представил руководитель авторского коллектива экспертно-аналитической работы Владимир Цветков. По его мнению, в современном мире органы таможни теряют позиции по всем основным направлениям своей деятельности. Таможенная система РФ устарела. "В некоторых развитых странах фискальная роль Таможенной Службы значительно велика, но в большинстве из них казна получает не более 1-2% В России же, по итогам 2012 года эта цифра составляет более 50% федерального бюджета".

Но есть и другая сторона этих цифр, заметил В. Цветков. В 2011г. поступления в бюджет от ВЭД составили, по официальным данным, 6,2 трлн. рублей или 54,5% федерального бюджета. Но роль ФТС в сборах по экспорту не имеет того определяющего значения, как в обеспечении процедур при оформлении импортных поставок.

НДС (1,54 трлн. руб. в 2011году, прим. ред.), взимаемый при внешнеторговых поставках товаров могла бы с успехом администрировать Федеральная налоговая служба.

А, поскольку 93,3% российского экспорта составляют сырье и материалы, поставляемые на постоянной долгосрочной основе, преимущественно, предприятиями с государственным участием, то в данном случае роль таможни в администрировании экспортных платежей (3,7 трлн. рублей в 2011) столь же несущественна.

Таким образом, остаются лишь таможенные пошлины при импорте (689,8 млрд. руб. в 2011 году). А это составляет всего около 6% доходов Федерального бюджета или 3,3% доходов консолидированного бюджета.

По мнению экспертов, основной причиной наметившихся отставаний России в международной торговле стала сложная и неэффективная таможенная система.

При этом, создавая множество проблем добросовестным участникам ВЭД, ФТС не справляется со своими прямыми обязанностями, о чем говорят пугающие цифры нелегального экспорта и импорта.

Наряду с применением новых таможенных технологий (предварительное информирование, электронное декларирование и др. ), участники ВЭД не освобождаются от необходимости одновременного предоставления документов на бумажных носителях. Причем, число требуемой информации на бумажном носителе постоянно растет, создаются колоссальные сложности в оформлении.

Действия руководства ФТС, по мнению экспертов, направлены на создание исключительных условий для "приближенных" компаний, что разрушает рынок и конкуренцию, вызывает конфликт интересов и затрудняет движение грузов.

Итогом проводимой руководством ФТС политики стало то, что инвесторы опасаются вкладывать средства в развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Это, в свою очередь, привело к снижению ее конкурентоспособности.

По некоторым оценкам, транзитный потенциал РФ составляет около 850 миллиардов долларов США в год. И развитие этого потенциала - один из основных элементов избавления страны от сырьевой зависимости.

Эксперты считают целесообразным рассмотреть вопрос о разделении ФТС на структуру, ответственную за фискальные функции, и структуру, ответственную за правоохранительные функции. Первая должна будет действовать в тесной связке с Министерством финансов и налоговой службой; вторая - замкнута на ФСБ, другие правоохранительные органы и должна выполнять задачи по предотвращению контрабанды, ввоза и вывоза запрещенных товаров, таких, как оружие, наркотики и т.д.

При действующей же системе работы ФТС многие предприятия, участники ВЭД для выживания в сложившихся условиях вынуждены уходить в нелегальные схемы. Вывод, по мнению уважаемых экспертов, состоит в том, что необходимо кардинально менять существующую систему. Среди прочего, нужно предельно упростить и унифицировать товарную номенклатуру таможенных тарифов, принять меры к упрощению всех таможенных процедур на основе перехода к полноценному электронному декларированию грузов.

Мало того, необходимо наконец-то и в кратчайшие сроки реализовать на законодательном уровне требование Президента Российской Федерации об исключении предпринимательской деятельности в области таможенного дела организаций подведомственных ФТС России.(РОСТЭК)

Также нужно пересмотреть приоритетность задач, поставленных перед федеральными контролирующими и фискальными органами исполнительной власти в пользу поддержки предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности, добившись тем самым увеличения внешнеторгового товарооборота, освоение транзитного потенциала страны и увеличения поступлений в доходную часть бюджета.

Интересное предложение прозвучало от руководителя экспертного совета по вопросам таможенного регулирования Комитета РСПП по интеграции, торгово-промышленной политике и ВТО Марины Лякишевой о создании системы независимого мониторинга, необходимой для объективной оценки работы ФТС.

"Работая над дорожной картой "Совершенствование таможенного администрирования", мы пришли к выводу, что у общества, у экспертов и бизнеса нет информации о прохождении грузов через таможенные процедуры в целом. Системы независимого мониторинга нет. А цифры, приводимые ФТС бизнес расценивает неоднозначно. Как государство может оценивать эффективность деятельности ФТС, не имея инструмента для этой оценки?", - отметила Марина Лякишева.

На заседании было решено, что от имени Координационного совета данная научная работа будет направлена во все заинтересованные в проблеме структуры.

ПРОВЭД