Таможенник не всегда прав
Эту мысль председатель ФТС России Александр Жерихов пытался втолковать своим подчиненным на коллегии, посвященной анализу негативной судебной практики по таможенным спорам.
Глава ФТС потребовал отказаться в работе от привычных устоев "таможенник всегда прав" и исключить случаи подмены правовых методов работы административным давлением и произволом.
Таможенники не против, чтобы с ними судились. Судебная практика, считает Галина Баландина, начальник Правового управления ФТС России, способствует вычищению действующего законодательства от дефектных норм, выработке путей развития правоприменительной практики и нормотворчества.
За последние 10 лет количество судебных дел с участием таможенных органов выросло почти в 50 раз. В 2004 году их было 24 563 на общую сумму около 12, 5 млрд рублей.
В прошлом году доля судебных решений не в пользу таможни составила 59%.
Улучшить деловой климат поможет развитие взаимодействия таможни с органами прокуратуры, судов, исполнительной и законодательной власти, а также субъектов Федерации.
Особое внимание таможенники намерены уделить работе по досудебному рассмотрению споров. Кстати, эксперты не раз поднимали вопрос о возврате к такому разбирательству. В противном случае суды попросту погрязнут в рассмотрении таможенных тяжб.
В досудебном разбирательстве есть свои преимущества: процедура рассмотрения жалобы бесплатная, работать с ней будут специалисты и жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок.
Однако, несмотря на очевидные плюсы, предприниматели жаловаться не торопятся. Специалисты Правового управления ФТС России вместе с сотрудниками Московской западной таможни убедились в этом еще раз, когда в конце июня проводили акцию под названием "На что жалуетесь?".
Участники ВЭД и граждане, имеющие претензии к таможне, могли подать жалобу или получить консультацию по поводу того, какие решения можно обжаловать. Специалисты даже предлагали помочь составить текст жалобы.
Опрошенные "ЭЖ" участники ВЭД остались довольны предложенной формой работы таможни с бизнесом, но от написания жалобы уклонялись, предпочитая не выходить за рамки консультации.
В июле подобная акция будет проведена в Северо-Западном округе, потом - и в других регионах России.
Резкое снижение количества жалоб Алексей Константинов, заместитель начальника Правового управления ФТС России, объясняет двумя главными причинами: вступлением в силу нового Таможенного кодекса, что подтверждает его прогрессивный характер, и тем, что предприниматели его мало изучили и не поняли до конца свои преимущества.
В среднем вышестоящими таможенными органами удовлетворено в прошлом году 26, 5% жалоб. Характерно при этом, что начальниками таможен удовлетворено 17% жалоб, региональных и таможенных управлений 31%, а ФТС России - 59%.
Непосредственное общение ФТС России с участниками ВЭД и гражданами, считает А. Константинов, в большей мере будет полезно для выявления существующих недостатков в работе, будь они организационного или нормативно-правового характера, либо в их основе лежит пресловутый "человеческий фактор".
Дело остается за малым - чаще жаловаться.
***
Предмет обжалований
Таможенные платежи - 50% (удовлетворено 34%), из них:
таможенная стоимость - 41 % (удовлетворено 40%); код по ТН ВЭД - 21 % (удовлетворено 30%); применение льгот - 75% (удовлетворено 24%).
Декларирование, выпуск - 10% (удовлетворено 30%).
Предварительные таможенные процедуры, предшествующие основному таможенному оформлению, - 7% (удовлетворено 33%).
Специальные таможенные процедуры (физлица, транспортные средства, трубтранспорт) - 5% (удовлетворено 24%).
Таможенные ревизии, иные формы таможенного контроля - 3% (удовлетворено 50%).
Запреты, ограничения - 2% (удовлетворено 19%).
Таможенные режимы - 1 % (удовлетворено 8%).
Реестры - 0, 4% (удовлетворено 75%).
Иное - 21% (удовлетворено 42%)
Экономика и жизнь