30.03.12

Таможенники и бизнесмены обсудили вопросы инвестиционной политики Юга России

28 марта 2012 в Южном таможенном управлении состоялось расширенное заседание Консультативного совета по работе с участниками ВЭД. Как сообщает Пресс-служба ЮТУ, на этот раз, кроме постоянных участников Совета и руководства ЮТУ, в мероприятии приняли участие представители Полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО, Правительства Ростовской области, Торгово-промышленной палаты Ростовской области, бизнес-сообщества Южного Федерального округа. Состоялось предметное обсуждение широкого круга вопросов, связанных с инвестиционным климатом в ЮФО, мерами по снижению инвестиционных рисков, с поиском эффективных форм экономических отношений, влияющих на развитие внешнеэкономической деятельности.

Открывая работу Совета, его председатель начальник ЮТУ Александр Гетман отметил, что правительство страны, администрации субъектов Российской Федерации принимают всевозможные меры, направленные на реализацию перспективных инвестиционных проектов. В Южном Федеральном округе это, прежде всего, развитие грузового района Таманского полуострова, Новороссийского транспортного узла, транзитного транспортного коридора «Север-Юг», обеспечение бесперебойного строительства спортивных и инфраструктурных объектов Олимпиады 2014 года в городе Сочи. Для этого необходимы значительные финансовые и материальные ресурсы, создание благоприятного климата для национальных и иностранных инвестиций.

Таможенные органы, в пределах своей компетенции и функций, имеют возможность влиять на инвестиционную привлекательность региональной инфраструктуры товарно-транспортной логистики за счет активного внедрения современных информационных технологий, повышения качества услуг в области таможенного дела.

Участвовавший в заседании заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимир Гурба подчеркнул, что в первую очередь нужно уделять большое внимание тем иностранным инвестициям, которые, прежде всего, способствуют развитию экономики России. Для подобных проектов необходимо по возможности снять имеющиеся барьеры и принять максимум мер для упрощения и ускорения таможенных процедур. В этой связи Владимир Николаевич отметил профессионализм и высокоорганизованную работу южнороссийских таможенников, стремящихся в полной мере использовать перспективные таможенные технологии, эффективно применять Систему управления рисками, активно реализовывать Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе.

Следует отметить, что уровень инвестиционной привлекательности региона напрямую зависит от эффективного социально-экономического развития региональной экономики. В этой связи основополагающим документом, содержащим концептуальные основы в вопросе повышения инвестиционной привлекательности Южного федерального округа, является Стратегия социально-экономического развития ЮФО на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ.

Основываясь на содержании Стратегии, а также исходя из анализа функций, реализуемых таможенными органами, в качестве основных направлений повышения инвестиционной привлекательности ЮФО, которые требуют непосредственного участия таможенных органов, можно выделить, например создание свободных экономических зон (СЭЗ). Экономические преимущества создания СЭЗ для инвесторов раскрыл в своем докладе начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля ЮТУ Дмитрий Пушков.

Докладчик, прежде всего, обратил внимание собравшихся на то, что на территории особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, который предусматривает следующие преимущества для инвесторов. Во-первых, взаимодействие с государственными регулирующими органами становится максимально простым и прозрачным благодаря системе «одно окно». Данная система подразумевает, что в административно-деловом центре находится операционный зал, где собраны представители государственных регулирующих органов, например, Министерства экологии и природных ресурсов, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной миграционной службы, Пенсионного фонда и т. д. Список органов формируется на основании изучения потребностей инвесторов.

Во-вторых, инвесторы получают созданную за счет средств госбюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на запуск нового производства.

В-третьих, на территории ОЭЗ действует преференциальный налоговый режим, а также, благодаря возможности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, инвесторы получают значительные таможенные льготы. Кроме того инвесторам особых экономических зон предоставлено два типа гарантий: от неблагоприятного изменения налогового законодательства и гарантии на судебное разрешение споров. Эти виды гарантий означают законодательно гарантированную стабильность налоговых и иных льгот, а также судебную защиту прав и интересов. А для получения доступа к указанным привилегиям инвесторы должны пройти процедуру приобретения статуса резидента ОЭЗ, после чего на них будет распространяться особенности правового статуса ОЭЗ.

Таким образом, экономические преимущества особых экономических зон в первую очередь обусловлены предоставляемыми резидентам налоговыми льготами и льготами по уплате таможенных платежей.

Дмитрий Николаевич также рассказал, что ввозимые на территорию особых экономических зон иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Товары Таможенного союза помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без уплаты вывозной таможенной пошлины, а также без применения запретов и ограничений. При завершении таможенной процедуры товары, а также продукты переработки, изготовленные из таких товаров, помещаются под иные таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, в зависимости от статуса товаров. При этом в случае поставки товаров на таможенную территорию Таможенного союза, произведенных на территории особых экономических зон из импортных комплектующих или сырья, инвестор имеет право выбрать ставку таможенной пошлины, которая при этом будет применяться, — т.е. ставку на сырье либо на готовую продукцию.

Д. Пушков подчеркнул, что создание особых экономических зон – действенный инструмент повышения инвестиционной активности любого региона. И несмотря на то, что его создание и функционирование связано с необходимостью реализации целого комплекса мероприятий, это оправдано с учетом преимуществ, получаемых в итоге.

Заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов ЮТУ Владимир Подопригора рассказал о роли введения и применения специальных видов таможенных пошлин в поддержке отраслей экономики, а также об инвестиционном климате ЮФО в условиях вступления России в ВТО, тарифных и налоговых льготах, как инструменте снижения инвестиционных рисков.

Владимир Борисович отметил, что существенную поддержку отраслям экономики возможно оказывать посредством введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств и предназначенных для единой таможенной территории Таможенного союза. Использование данного инструмента позволяет нивелировать негативные последствия демпингового или субсидируемого импорта на территорию ЮФО, в том числе материальный ущерб соответствующей отрасли экономики, замедление создания новой отрасли.

Кроме того, важным инструментом снижения инвестиционных рисков являются тарифные и налоговые льготы, а также протекционистская тарифная политика. В частности установление льгот по уплате пошлин, налогов в отношении «интересных» для производственных отраслей экономики товаров, либо введение жестких протекционистских мер в отношении товаров-конкурентов оказывает значительный положительный эффект на развитие отраслей экономики.

Говоря о вступлении России во Всемирную торговую организацию, В. Подопригора сообщил, что это событие непосредственным образом отразится на размере ставок таможенных сборов – с даты присоединения нашей страны к ВТО будет снижен их верхний предел. Кроме того, Россия, в рамках соглашения о присоединении к ВТО, принимает на себя обязательства снизить тарифы по большому числу товарных групп. Также после вступления в ВТО будет введен упрощенный порядок для ввоза некоторых категорий товаров, который сейчас осуществляется под жестким контролем и с большими издержками для бизнеса, в частности, – это лекарства и алкоголь.

В целом же с точки зрения улучшения инвестиционного климата от интеграции России в ВТО ожидаются следующие положительные последствия: получение лучших (в сравнении с существующими) и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; приведение законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции; улучшение имиджа РФ в мире как полноправного участника международной торговли.

Докладчик обратил внимание на то, что таможенные органы, в пределах своей компетенции и функций, имеют возможность влиять на инвестиционную привлекательность региона за счет активного внедрения современных информационных технологий, повышения качества услуг в области таможенного дела. Например, одной из таких услуг является принятие предварительных решений по классификации товаров, причем классификационные решения действительны по всей стране, срок действия – 3 года. Кстати, наличие классификационного решения при таможенном декларировании позволяет избежать лишней переписки с таможенным органом по вопросам определения достоверности кода ТНВЭД, что в итоге, приводит к сокращению сроков выпуска. Этот, равно как и другие факторы, в целом создают условия для упрощения таможенных формальностей, способствуют ускорению товарооборота и развитию внешней торговли, привлечению новых инвестиций в различные отрасли экономики региона, минимизируют затраты внешнеэкономической деятельности.

На развитии транспортной инфраструктуры Южного федерального округа остановился в своем выступлении начальник Новороссийской таможни Олег Трофимов. Он отметил, что состояние и развитие транспортной инфраструктуры имеют для региона исключительное значение.

Насколько важна эта тема отмечается в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. Причем современное состояние транспортно-дорожного комплекса, в первую очередь транспортно-логистической инфраструктуры, в ЮФО без изменения направлений и темпов модернизации может стать системным ограничением социально-экономического развития не только федерального округа, но и страны в целом. Чтобы этого не произошло, по мнению Олега Евгеньевича, необходимы создание современной региональной технологической инфраструктуры товарно-транспортной логистики, включая складские комплексы; территориальное размещение и развитие грузоперерабатывающих и накопительных терминалов, а также логистических центров; формирование сети транспортно-экспедиторских компаний и других предприятий транспортного сервиса; реконструкция и современное техническое оснащение пограничных переходов и таможенных пунктов пропуска в целях сокращения времени досмотра и оформления грузов и пассажиров.

Далее докладчик рассказал о том, какие меры для развития транспортной инфраструктуры ЮФО, применяются в регионе деятельности Новороссийской таможни.

Темой выступления начальника Таганрогской таможни Игоря Каплуновского стало приграничное сотрудничество как эффективная форма межгосударственных экономических отношений, влияющая на развитие внешнеэкономической деятельности региона. Он отметил, что наиболее эффективной моделью приграничного сотрудничества, как показывает мировой опыт, является создание так называемых «еврорегионов», таких как «Донбасс», часть территории которого входит в регион ответственности Таганрогской таможни.

И. Каплуновский рассказал о ряде соглашений, заключенных с украинской стороной, касающихся функционирования приграничных пунктов пропуска, в частности ЖДПП Успенская – Кванино, МАПП Куйбышево – Мариновка, Куйбышево – Дьяково, Матвеев Курган – Успенка, Весело-Вознесенка – Новоазовск.

Также докладчик обратился к проблемам, связанным с транспортной инфраструктурой при подъезде к автомобильным пунктам пропуска. Игорь Николаевич отметил проблему въездов на АПП со стороны России и Украины, которые, по сути, превратились в «бутылочные горлышки», сводящие на нет преимущества новых многополосных пунктов пропуска, особенно в период летних отпусков, в связи с этим необходима реконструкция этих подъездов с разделением транспортных потоков (легкового, грузового, автобусного) заблаговременно, до въездов на пункты пропуска.

2011 год стал важной вехой в развитии приграничного сотрудничества России и Украины в сфере таможенного контроля. Руководство ЮТУ и Таганрогской таможни приняло участие в ряде международных встреч, на которых были подписаны документы, регламентирующие приграничное сотрудничество таможенников двух государств.

В ходе заседания также выступили: заместитель директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области – начальник управления инвестиций и инноваций правительства Ростовской области Татьяна Снитко; заместитель директора по экономике ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Александр Токмаков; директор консервного завода ООО «Кубань Ти» Азмет Тлехуч; первый заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Аэропорт «Астрахань» Сергей Дмитриев; генеральный директор ООО «Имеретинская Стивидорная Компания» Джамбул Нинидзе.

Рассматриваемые темы вызвали заинтересованность участников совещания. Живое обсуждение докладов и выступлений показало большой интерес собравшихся к поднятым проблемам, решение которых непосредственно влияет на инвестиционный климат в ЮФО.

В заключение мероприятия начальник ЮТУ Александр Гетман поблагодарил участников Совета за активную позицию, желание взаимодействовать и решать возникающие вопросы в рабочем порядке. Он отметил, что работа таможенников может быть эффективной только на основе конструктивного сотрудничества с участниками ВЭД, со всеми, кто является нашими деловыми партнерами и связан в той или иной мере с таможенным делом, кто заинтересован в динамичном социально-экономическом развитии нашего региона.

VCH.RU