07.10.05

Таможенники перехватили правый руль

Цены на японские машины взлетят

Вчера несколько сотен автомобилистов Владивостока устроили пикет возле здания Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), протестуя против повышения таможенной стоимости ввозимых автомобилей. Многие владельцы иномарок прикрепили на стекла своих машин лозунги "Нет таможенному беспределу! ", "Оставьте в покое иномарки", "Праворульные - рулят! ", "Задушили пошлинами. Добили налогами. Остался контрольный выстрел".

Причиной возмущения послужил "мини-каталог", разработанный местной таможней, в котором приводится усредненная стоимость подержанных авто из Японии - так называемая оценочная стоимость. Она не зависит от цены, по которой была куплена машина, и нередко превышает реальную рыночную стоимость автомобиля. Например, средняя стоимость машины Toyota Corolla 2002 года с учетом налога в Японии составляет 7, 5 тыс. долларов, а по новой сетке оценочной стоимости - более 9 тыс. долларов.

До сих пор стоимость растаможки определялась страной производства, годом выпуска и объемом двигателя, а таможенная стоимость - суммой, проставленной в справке-счете или договоре купли-продажи. Это позволяло частным перегонщикам и компаниям-импортерам подержанных машин провозить дорогие авто со скромным мотором, оставляя на таможне вполне приемлемую сумму. Теперь же при расчете платежа таможенники будут исходить из стоимости, указанной в каталоге. Туда уже внесена информация по Mitsubishi и Toyota. Следующими станут Subaru, Daihatsu и другие японские марки, а затем таможенники планируют "переписать" и корейские авто.

В новый каталог попадут все автомобили 1998 года выпуска и младше (товар старше семи лет к нам не везут из-за высоких пошлин на такие машины), причем средняя стоимость указывается с поправкой на тип двигателя и коробки передач, а также комплектацию. Указанную в каталоге стоимость таможенный инспектор сможет корректировать в зависимости от наличия кузовных повреждений (стоимость оформления -при этом может быть снижена до 20%) или коррозии (до 10%). Если привезен битый автомобиль, это тоже влечет соразмерную скидку, сообщает пресс-служба ДВТУ.

Несмотря на столь сложную систему, подержанные японские авто, по некоторым оценкам, могут подорожать на 1-5 тысяч долларов, что для местных автомобилистов равнозначно полному запрету ввоза.

Кто выступил инициатором нововведений, пока не ясно. В правительстве РФ дать комментарий на эту тему в четверг не смогли. В Федеральной таможенной службе от инициативы открещиваются. Между тем, сообщил "Газете" вице-президент общественной организации "Движение автомобилистов России" адвокат Леонид Ольшанский, изменять тарифы на растаможку можно только в соответствии с постановлением правительства РФ либо если действующее постановление допускает вариативность таких расчетов. "Если же это местная самодеятельность, переплачивать за растаможку никто не обязан. Можно смело идти в суд и обращаться в прокуратуру", - заявил Ольшанский.

Примечательно, что новые правила ДВТУ ввело без предупреждения. Как уже рассказывала "Газета", президент России ясно высказался против запрета "правого руля". По всей видимости, теперь чиновники нашли новую лазейку. "Путин сказал, что иномарки с правым рулем запрещать не будут. А практика уже показывает обратное", - поделился с "Газетой" Владислав Круглов, владелец праворульной Toyota Carina. Активизировались и дальневосточные правозащитники.

Антикоррупционная коалиция Приморья (АККП) направила в адрес правительства РФ письмо, в котором предрекла "всплеск социального недовольства" и "усиление коррупции" в регионе.

Аналитики считают, что на Дальнем Востоке инициатива ДВТУ вызовет кратковременный всплеск ажиотажного спроса на модели, еще не попавшие в каталог, - похожая ситуация наблюдалась перед введением в действие нынешних ставок ФТП на машины старше 7 лет. Более того, последние изменения могут отразиться на всем российском рынке авто - как новых, так и подержанных, особенно недорогих моделей отечественного производства.

Газета 07.10.05