Таможенники Сибири применяют новые технологии
20 мая в Красноярске состоялось заседание коллегии Сибирского таможенного управления (СТУ) по двум актуальным темам: о практике применения таможенными органами электронной формы декларирования и о внедрении и особенностях эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов в таможенных органах СТУ, сообщает Пресс-служба ФТС РФ.
Цель коллегии - подведение промежуточных итогов работы таможенных органов в этих двух направлениях, выявление проблем и выработка конкретных решений по устранению недостатков.
В совещании приняли участие заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России) Леонид Шорников, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Андрей Болдырев, начальник СТУ Александр Каширский, начальники служб аппарата управления и таможен Сибирского региона, представитель аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе и крупные участники внешнеэкономической деятельности.
По вопросу применения таможенными органами Сибирского региона электронной формы декларирования с докладом выступил начальник службы организации таможенного контроля СТУ Сергей Панкратов. «Несмотря на преимущества применения системы электронного декларирования, рано говорить об упрощении и ускорении таможенного оформления товаров в электронной форме», - сообщил Панкратов.
Основными причинами, по мнению Сергея Панкратова, препятствующими расширению практики применения электронного декларирования, являются следующие:
1. Учитывая ярко выраженную экспортную направленность внешнеторговой деятельности Сибирского региона, использование электронной формы декларирования в СТУ могло бы заинтересовать участников ВЭД при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации. А этому препятствует необходимость представления при декларировании товаров бумажных копий товаротранспортных документов для проставления на них штампов таможенного контроля, особенно это актуально для товаров, вывозимых железнодорожным транспортом.
2. Трудоемкость подготовки документов в электронном виде.
3. Несоответствие нормативно-правовой базы, регламентирующей электронную форму декларирования.
О проблемах, эффективности и перспективах применения в таможенных органах Сибирского региона мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (МИДК) с докладом выступил Виктор Огурцов, начальник отдела функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами СТУ. Он также отметил, что при подготовке, вводе в эксплуатацию, а также использовании МИДК возникает ряд проблемных вопросов. Большинство уже решено, но часть их них остается еще не полностью решенными, а именно:
1. Нехватка специалистов, необходимых для обеспечения работы 5 комплексов в круглосуточном режиме. На сегодняшний день подготовлено недостаточно специалистов для формирования экипажей.
2. Существующие территории автомобильных пунктов пропуска не приспособлены к применению МИДК. Все комплексы в настоящее время эксплуатируются на временных площадках. Строительство постоянных площадок, отвечающих техническим требованиям по эксплуатации МИДК, планируется осуществить в период с мая по август 2008 года.
3. Затруднительно организовать эксплуатацию МИДК при низких температурах в зимнее время (ниже – 20-30 градусов).
«Несмотря на эти проблемы можно говорить о достаточной эффективности использования МИДК, - доложил Огурцов, - Так, за время использования пяти МИДК в таможенных органах СТУ с их помощью было осмотрено более 1700 (количество ежедневно увеличивается) транспортных средств. По результатам таможенных осмотров с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса было возбуждено 16 дел об административных правонарушениях и 1 уголовное дело (по состоянию на 19.05.08). Кроме этого, необходимо отметить профилактический эффект от эксплуатации МИДК, на что указывает снижение объемов таможенного оформления на тех направлениях, где осуществляется таможенный контроль с применением МИДК».
По первому вопросу на коллегии было решено в срок до 16.06.2008 организовать работу в таможнях региона по изучению положительного опыта Приволжского таможенного управления по привлечению участников внешнеэкономической деятельности к электронной форме декларирования, разработать план мероприятий, направленный на повышение заинтересованности участников ВЭД и таможенных брокеров в использовании электронного декларирования.
По второму вопросу, в целях повышения результативности использования имеющихся МИДК, эффективности таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ, расположенных в регионе деятельности СТУ, а также борьбы с терроризмом, контрабандой, недостоверным декларированием, коллегия СТУ решила:
1. Принять меры, направленные на повышение эффективности использования МИДК.
2. Учитывая существующую интенсивность транспортных потоков, обеспечить выполнение следующих критериев таможенного контроля с применением МИДК: 100% осмотр следующих на въезд в РФ грузовых автомобилей, включая порожние и автобусы, легковые автомобили – выборочно, а при следовании на выезд из РФ - грузовые автомобили и автобусы – выборочно.
Для справки:
Одной из основных задач, стоящих перед Федеральной таможенной службой, является внедрение электронной формы декларирования в таможенных органах региона. На текущий момент 14 таможенных постов (Новосибирский, Красноярский, Новокузнецкий, Кузбасский, Иркутский, Омский, Барнаульский, Калининский, Улан-Удэнский, Читинский, Шелеховский, Томский, Толмачевский и Аэропорт Красноярск) включены в «Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования». В 2008 году внедрение электронного декларирования планируется еще на 3 таможенных постах региона (Братский, Бердский, Кулундинский).
Всего за период применения электронной формы декларирования по СТУ по состоянию на апрель 2008 выпущено 6648 электронных грузовых таможенных деклараций. С 2005 года электронной формой декларирования воспользовались более 1170 участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе в 2005 году – 70, в 2006 – 682 и в 2007 – 419 участников ВЭД.
Основной упор делается на внедрение электронного декларирования товаров крупными участниками ВЭД, т.к. у них уже существует определенное информационное досье - контракты, инвойсы - в том числе в электронном виде. За счет большой номенклатуры поставок, вполне реально сократить и время подготовки электронных документов, и время оформления электронной декларации.
Несмотря на преимущества и достигнутые результаты применения системы электронного декларирования, ещё рано говорить об упрощении и ускорении таможенного оформления товаров в электронной форме. Для участников ВЭД электронное декларирование сегодня дело достаточно затратное, экономический же эффект, прежде всего за счет экономии времени и отказа от бумажных технологий, пока далек от желаемого.
Оснащение таможенных органов мобильными ИДК (МИДК) проводится в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)» и Концепции развития таможенных органов РФ.
МИДК предназначен для контроля крупногабаритных грузов, перевозимых на транспортных средствах и в контейнерах. Работа системы основана на сканировании рентгеновского излучения, позволяющего получить на экране монитора высококачественное рентгеноскопическое изображение досматриваемого транспортного средства и его груза. Система позволяет досматривать весь груз независимо от плотности его укладки и без вскрытия транспортного средства. Такая форма контроля грузов получила название «Неразрушающий контроль». В таможенных органах СТУ 5 мобильных ИДК, которые функционируют в Алтайской, Новосибирской, Омской, Наушкинской и Забайкальской таможнях. В соответствии с графиком поставок ФТС России МИДК на 2008 год, запланировано дополнительное выделение еще 1 комплекса для Алтайской таможни.
Параметры ионизирующего излучения МИДК гарантируют абсолютную безопасность для персонала, оборудования, а так же для досматриваемых товаров (в т.ч. продуктов питания) и транспортных средств. Используемый для сканирования вид излучения не вызывает наведенной активности (т.е. радиации).
Принцип работы МИДК аналогичен тому, что применяется на досмотровых комплексах «Hi-Skan», установленных в аэропортах. Доза рентгеновского излучения по границе рабочей зоны при работе МИДК не превышает 1 мкЗв/час (100 мкР/час). Безопасность МИДК подтверждена технической документацией и санитарно-эпидемиологическими исследованиями.
VCH.RU; 21.05.08