31.01.05

Таможенников призвали быть проще

Пока таможенники внедряют электронное декларирование товаров и зелёные коридоры , контрабандисты придумывают простые, но весьма эффективные схемы обмана.

В 2004 году российские таможни, входящие в Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ), на 101,65% выполнили плановое задание по перечислению средств в федеральный бюджет, несмотря на его неоднократную корректировку в сторону увеличения. Всего в бюджет РФ было перечислено 228,3 миллиарда рублей. По сравнению с предыдущим годом рост составил 65,3%. Основную долю в общем объеме перечислений таможенных платежей в минувшем году занимали Выборгская (32,1%), Балтийская (25,5%), Санкт-Петербургская (18,3%) таможни.

Итоги минувшего таможенного года обсуждались на расширенной коллегии СЗТУ, которая проходила в Санкт-Петербурге в закрытом для прессы режиме. Выступая на ней, руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Александр Жерихов заявил, что в 2005 году российскую таможню может ожидать если не качественный прорыв, то, во всяком случае, постепенное обновление. Говорил главный российский таможенник в основном не о том, что сделано, а о неиспользованных резервах.

Так, в частности, таможенникам Северо-Запада поручено оперативнее внедрять в свою деятельность электронное декларирование и другие передовые информационные таможенные технологии. Что объективно будет способствовать дальнейшему уменьшению времени, затрачиваемого на таможенное оформление.

Кроме того, уверен руководитель ФТС, необходимо усилить работу по взиманию таможенных платежей по импортным операциям. Должна быть продолжена борьба с занижением таможенной стоимости, недостоверным декларированием грузов. Необходимо также активизировать контроль за доставкой и транзитом товаров и транспортных средств. Требует дальнейшего повышения и эффективность работы правоохранительного блока.

С последним утверждением трудно не согласиться: буквально на днях в Ленинградской области сотрудники оперативной таможни совместно с коллегами из других ведомств пресекли до нахальства простую и столь же эффективную схему, которую придумали контрабандисты.

...Через границу с Финляндией проходит фура с товаром, судя по документам груженая, например, полевым шпатом (или любым другим так называемым товаром прикрытия ). На самом деле в ней груз дорогой одежды и обуви. В укромном местечке на трассе между границей и Санкт-Петербургом она встречается с другой машиной точно такой же марки, с такого же цвета фургоном.

Вторая фура действительно нагружена полевым шпатом (пошлина при его провозе минимальна). Водители передают друг другу пакеты документов и меняют местами номерные знаки. После этого грузовик со шпатом, но уже с номерами машины, пересекавшей границу, едет на таможенное оформление, а машина с одеждой без всяких таможенных формальностей спокойно отправляется на разгрузку в Петербург.

Можно предположить, что этот случай не единичный, поскольку количество магазинов и просто автолавок , торгующих в Санкт-Петербурге таможенным конфискатом , о чем гласят написанные от руки объявления, растет как грибы.

К тому же в 2004 году весь правоохранительный блок Северо-Западных таможен явно снизил эффективность своей работы. За минувший год таможенными органами СЗТУ возбуждено всего 355 уголовных дел, а в 2003 их было 490. Сложно предположить, что всего за год участники внешнеэкономической деятельности стали вдруг значительно законопослушнее.

Из числа возбужденных дел 292 по фактам контрабанды. В 2003 году таких дел было возбуждено 321. 60 дел 2004 года по выявленным фактам уклонения от уплаты таможенных платежей; в 2003 году 161 дело. По фактам незаконного экспорта технологий, изделий и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), уголовные дела в 2004 году не возбуждались вообще (в 2003 г. одно). 3 уголовных дела в 2004 году были возбуждены по фактам невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ); в 2003 г. таких дел было возбуждено 7.

Правда, здесь стоит учитывать и то, что в связи с введением в действие нового Кодекса административных правонарушений количество уголовных таможенных составов преступлений значительно сократилось, как и после реорганизации ГТК в ФТС.

Что касается электронного декларирования, призванного максимально сократить процедуру таможенного оформления на границе, на 2005 год уже разработан план, в соответствии с которым на этот способ работы перейдет часть таможенных постов на Северо-Западе России. Часть значительная, но не все.

В 2004 году оформление деклараций по этой технологии осуществлялось всего на трех постах: на Северо-Восточном таможенном посту Санкт-Петербургской таможни, Парнасском таможенном посту Северо-Западной Акцизной таможни и таможенном посту документального оформления Балтийской таможни.

По данным начальника Северо-Западного таможенного управления Владимира Вьюнова, внешнеторговый оборот Северо-Западного федерального округа в 2004 году составил 44,7 миллиарда долларов США и вырос по сравнению с 2003 годом на 64%. Объем экспорта составил 29,8 млрд. долл., импорта 14,9 млрд., увеличившись, экспорт на 88%, импорт на 30%.

Между тем, по прежнему сохраняется структура экспорта и импорта, характерные для России в целом и Северо-Запада в частности, еще с начала 90-х годов прошлого века: присутствует сложившаяся ориентация внешнего рынка региона на страны дальнего зарубежья, их доля в товарообороте составляет 97%.

В минувшем году товарооборот со странами СНГ увеличился на 31%, со странами дальнего зарубежья на 65%. Основные страны-контрагенты в экспорте: Нидерланды (28%), Финляндия (10%), Великобритания (8%), Германия (7%).

В товарной структуре экспорта в 2004 году первое место со значительным отрывом по-прежнему занимает продукция топливно-энергетического комплекса, второе черные и цветные металлы, третье древесина и изделия из нее. Импортные товары на территорию России на Северо-Западе ввозились в основном из Германии, Голландии (9%), США (7%). Первое место в импорте занимает машиностроительная продукция, второе продукты питания, третье нефтехимия.

Скорее всего, в 2005 году СЗТУ продолжит работу по совершенствованию технологии и, возможно, расширению списка фирм, задействованных в проекте Зеленый коридор . Проект этот с июня 2004 на постоянной основе действует для ряда фирм из Финляндии и Швеции и в целом позволяет уменьшить средние затраты времени перевозчика на проведение таможенных процедур в пункте пропуска до 10-15 минут. В настоящее время к проекту внимательно присматриваются в Норвегии, возможность внедрения принятых в проекте подходов изучают в Латвии и Литве.

Продолжится и работа по развитию таможенной инфраструктуры. В настоящее время на Северо-Западе России строятся два современных автомобильных пункта пропуска: Чернышевское со странами Балтии, и Суоперя на финляндском участке российской границы.

В целом же в 2005 году основные усилия таможенников Северо-Западного региона будут направлены на решение двух основных задач: еще большее упрощение и ускорение таможенных процедур и выполнение контрольных показателей по сбору таможенных платежей. Что неудивительно: таможня по-прежнему дает не менее 40% поступлений российского бюджета.

Rosbalt 31.01.05