16.06.05

Таможенное право ЕС: меры по защите рынка

Защита национального рынка приобретает для России все большую актуальность в связи с предстоящим вступлением ее в ВТО и дальнейшей интеграцией в мировую экономику. С этой точки зрения опыт Евросоюза по регулированию импорта в интересах европейских операторов рынка представляет определенный интерес.

Меры по защите рынка по средством таможенного права широко применяются Европейским союзом в торговле с I третьими государствами. К ним в первую очередь относятся количественные ограничения, антидемпинговые и компенсационные меры, защитные меры против ввоза нелицензионной или пиратской продукции, а также технические нормы и стандарты, которым должна отвечать импортируемая продукция.

Возможность введения тарифных и нетарифных мер регулирования предусматривается рядом внутренних нормативно-правовых актов ЕС, в частности, Таможенным кодексом Евросоюза и Регламентом Совета 520/94.

КАК РАССЧИТЫВАЮТСЯ КВОТЫ

Для ограничения ввоза некоторых товаров устанавливаются квоты, предусмотренные таможенным правом ЕС. При их расчете применяют либо один из трех общепринятых в таможенном праве методов, либо их комбинацию.

При использовании первого метода учитываются традиционные товаропотоки. Этот метод предусматривает резервирование определенного процента от общего объема квот в пользу традиционных импортеров, а оставшаяся часть квот распределяется между остальными импортерами.

Второй метод основан на порядке подачи заявок. При его использовании Комиссия для каждого из операторов устанавливает в рамках указанных квот равные объемы импорта, которые им разрешается реализовать. После того как эти разрешенные объемы ввоза товаров будут исчерпаны и в качестве доказательства импортерами будут предъявлены таможенные декларации (или иные требуемые Комиссией документы), операторы вправе подать дополнительные заявки на предоставление новых объемов импорта.

Третий метод предусматривает распределение квот пропорционально общим объемам импорта, запрашиваемым государствами-членами ЕС. Это означает, что каждое государство, заинтересованное в получении квот для своих операторов, обязано проинформировать Комиссию об общем объеме поступивших заявок. После анализа полученной от всех заинтересованных членов Сообщества информации Комиссия определяет объем квот (или траншей), в пределах которых соответствующее государство вправе выдать лицензии на импорт. В случае, если заявленное количество не превышает объем квоты, заявки удовлетворяются полностью, в остальных случаях квоты распределяются пропорционально запрашиваемым объемам импорта.

К группе чувствительных товаров таможенное право ЕС, относит в частности сельскохозяйственную продукцию, торговля которой особенно тщательно контролируется на уровне Сообщества.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе Уругвайского раунда ГАТТ, количественные ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции должны быть конвертированы в традиционные импортные пошлины. При этом не исключается применение квот, предусмотренных Соглашением о сельскохозяйственной продукции. Квоты могут также применяться и в отношении импорта сельскохозяйственной продукции из третьих стран, не являющихся участниками соглашения ГАТТ.

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ

Другим способом защиты внутреннего рынка по средством таможенного права, являются антидемпинговые и компенсационные меры, введенные в право ЕС посредством двух регламентов Совета - 384/96 (в последствии дополнен регламентами 2331/96 и 905/98) и 2026/97. Оба регламента имеют много общего, особенно в том, что касается вопросов возмещения убытков и вопросов процедуры. Отличаются только методы расчета размера демпинга и величин компенсационных выплат.

Определение демпинга основывается на сравнении цены продукции, экспортируемой в ЕС из третьего годарства, и стандартной цены данной или в значительной степени схожей продукции. Для выявления демпинга проводятся три вида расчетов: расчет стандартной стоимости продукции, расчет экспортной цены и оценка разницы между экспортной стоимостью и стандартной ценой.

Метод определения стандартной стоимости продукции зависит от того, относится третье государство к странам с рыночной экономикой или нет. Если относится, то сравнение проводится с ценой, выплачиваемой (или подлежащей выплате) за аналогичную продукцию независимыми покупателями в экспортирующей стране. В случае, если производитель не продает свою продукцию на территории данной страны, то за основу берутся цены аналогичной продукции, представленной на рынке. Оценка стоимости продукции производится за период, равный или превышающий 6 месяцев с даты подачи заявления о необходимости проверки потенциального наличия демпинга в отношении данной продукции. На практике этот период составляет обычно не менее года.

Согласно таможенному праву ЕС, расчет стандартной стоимости продукции в странах с нерыночной экономикой осуществляется на основе сравнительного метода, то есть за счет установления стоимости аналогичной продукции из страны с рыночной экономикой. Выбор такой страны осуществляется на основе экономических показателей рынка рассматриваемой продукции. Принимается во внимание его конкурентоспособность, а также объемы выпуска и технология выпуска продукции. Затем выбирается тип цен, на основе которых будет проводиться сравнение: цена на внутреннем рынке, экспортная цена или условная цена, то есть цена, рассчитываемая в том случае, если невозможно использовать ни одну из предыдущих цен.

По аналогии с антидемпинговыми мерами Сообщество разработало ряд мер, призванных защитить конкуренцию на рынке от субсидирования третьими государствами своих экспортеров, однако в силу политических соображений данные меры вводятся в исключительных случаях. Правовой основой введения защитных мер являются: Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах и Регламент Совета 2026/97.

Защитные меры в таможенном праве представляют собой компенсационные пошлины на импортируемую продукцию. Они устанавливаются в том случае, если доказано, что стоимость данной продукции является искусственно заниженной вследствие предоставления производителю или экспортеру государственных субсидий или компенсационных выплат. Размер компенсационной пошлины рассчитывается с учетом показателей экономического ущерба, который был нанесен рынку Сообщества. Методы расчета показателей экономического ущерба перечислены в Регламенте 384/96.

Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в течение срока действия демпинга или государственных субсидий и должны быть сняты после устранения причин их введения. Для устранения возможной дискриминации отдельных импортеров или отдельных видов продукции, связанной со сроками действий защитных мер, Регламент 384/96 предусматривает четыре формы контроля - контроль по истечении срока действия пошлины, промежуточный контроль, контроль за новыми игроками на рынке и контроль за возмещением денежных средств.

Необходимость контроля по истечении срока действия пошлины связана с рядом факторов указанных в таможенном праве. Действие фиксированной таможенной пошлины, введенной для защиты рынка от демпинга и субсидирования со стороны третьих государств, длится в течение пяти лет с момента введения. В течение последнего года Комиссия должна опубликовать уведомление о прекращении действия защитной пошлины. Однако она также вправе по собственной инициативе или по инициативе компаний-производителей, действующих на территории Сообщества, провести контрольные мероприятия, по результатам которых может быть вынесено заключение о вероятности дальнейшего применения нерыночных механизмов (в данном случае - демпинга или субсидирования) третьими государствами для продвижения своей продукции на рынки ЕС после снятия защитных пошлин.

Промежуточные меры контроля предпринимаются в случае, когда Комиссия по собственной инициативе или по запросу государства-члена проверяет эффективность действующих защитных мер или необходимость их дальнейшего применения. Комиссия или государство-член вправе инициировать процесс пересмотра размера или структуры антидемпинговых или компенсационных пошлин для того, чтобы защитить рынок от реального или потенциального экономического ущерба. Комиссия также может прийти к выводу, что экономическая ситуация, потребовавшая введения защитных мер, изменилась в такой степени, что дальнейшее применение данных мер является нецелесообразным.

Контроль за новыми игроками на рынке является третьим необходимым видом контроля за эффективностью работы защитных мер, действие которых в отношении отдельных экспортеров из третьих государств не защищает рынки Сообщества от появления новых компаний-экспортеров, которые будут пользоваться демпингом или государственными субсидиями. Исходя из этого, новые игроки на рынке обязаны доказать, что они не имеют связи с экспортерами или производителями, в отношении которых введены защитные меры, и что их продукция была экспортирована на территорию Сообщества после начала процедуры расследования.

Право Сообщества защищает интересы не только европейских, но и иностранных компаний. В частности, это проявляется в четвертой форме контроля над эффективностью защитных мер, а именно - в контроле над общей суммой выплаченного экономического возмещения. Общая сумма возмещения не должна превышать общий объем демпинга или государственных субсидий, предоставленных производителям или экспортерам продукции. В случае, если Комиссия считает, что заявление импортера о возмещении денежных средств является оправданным, подобное возмещение должно быть произведено тем государством-членом, на территории которого товар был выпущен в свободное обращение в течение 90 дней с даты принятия Комиссией решения о возмещении финансовых средств.

БАРЬЕР ДЛЯ ПИРАТОВ

Отдельными правовыми нормами таможенного права регулируются вопросы, связанные с защитой рынка от нелицензионной и пиратской продукции.

Первым регламентом, предусматривавшим соответствующий механизм защиты, был Регламент Совета 3842/86. Регламент установил перечень условий, который позволяет таможенным органам определить, является ли импортируемая продукция лицензионной или нет, а также делегировал компетентным органам полномочия в отношении дальнейшей судьбы продукции, которая признана таможенными органами нелицензионной. При этом Регламент не действует в отношении параллельного импорта (имеется в виду ввоз продукции под товарным знаком, на использование которого есть разрешение его владельца, однако импорт такой продукции на территорию ЕС осуществляется без разрешения правообладателя этого товарного знака).

С 1 июля 1995 года вступил в силу новый регламент - Регламент 3295/94. Его сфера действия намного шире и включает в себя не только контроль за выпуском в свободное обращение, но и контроль за экспортом или реэкспортом. Помимо нелицензионной продукции Регламент действует также в отношении пиратской продукции, которая не подпадала под положения Регламента 3842/86.

Регламент 3295/94 действует в отношении трех категорий поддельной продукции. Первая категория включает в себя продукцию, произведенную без соответствующего разрешения с использованием товарного знака, идентичного тому, который зарегистрирован в одном из государств-членов ЕС. Вторая категория связана с визуальным изображением товарного знака - это логотипы, этикетки или даже гарантийные талоны, независимо от того, предъявлены они вместе с продукцией или отдельно. Третья категория включает в себя упаковку, на которой незаконно использован товарный знак и которая поставляется отдельно от поддельной продукции.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ

Особый блок мер нетарифных ограничений составляют нормы по стандартизации и сертификации, которые зачастую становятся предметом разногласий между ЕС и его торговыми партнерами. К примеру, разработка технических стандартов на телевизоры с повышенной четкостью изображения стала объектом длительной дискуссии между ЕС и Японией.

В Зеленой книге 1990 года Комиссия перечислила меры, которые уже были приняты для улучшения координации работы европейских и международных органов по стандартизации. Взамен ЕС потребовал от остальных государств, и в первую очередь -США и Японии, приложить больше усилий в направлении разработки международных технических норм и стандартов и одновременно с этим приступить к применению этих норм и стандартов на своей территории. Европейский союз в лице Комиссии поставил жесткое условие, по которому сертификационным органом не может назначаться сертификационный орган третьего государства, за исключением тех случаев, когда между Сообществом и этим государством заключено соглашение о взаимном признании.

Существует, однако, оговорка, которая с юридической точки зрения позволяет странам-членам не придерживаться данного принципа. Гармонизация законодательства в области технических норм и стандартов проводится посредством принятия директив, обязательных для каждого государства-члена, которому они адресованы, в том, что касается ожидаемого результата, сохраняя за национальными властями свободу выбора форм и средств. Исходя из того, что целью директив является установление гармонизированной системы технических норм и стандартов на территории Сообщества, а выбор методов и средств для реализации поставленной цели остается за государством-членом, то делегирование третьим странам права проведения тестирования не является нарушением права Сообщества.

До 1992 года прецедентов заключения соглашений о признании результатов экспертиз, произведенных в третьих государствах, не было. Однако позднее ЕС учел интересы третьих государств и официально объявил о готовности заключить ряд соглашений о взаимном признании результатов тестов, отчетов, сертификатов и маркировки с третьими государствами. Инициатива была поддержана Советом ЕС, и в сентябре 1992 года Совет выдал Комиссии официальный мандат с правом начать переговоры с США, Канадой, Австралией и Новой Зеландией.

Расширение в 2004 году Евросоюза за счет десяти стран Восточной Европы и Балтии поставил ряд новых задач перед Сообществом в области таможенного права. В настоящее время Евросоюз концентрирует усилия на полной интеграции таможенного права присоединившихся государств с нормами таможенного права ЕС.

Денис Назаревский, МГИМО МИД РФ

Журнал Таможня 10 от 24.05.05