01.07.10

Таможенному союзу сделали обрезание

Вопрос вступления в ряды союзников Белоруссии остается открытым

С 1 июля Таможенный кодекс Таможенного союза вступает в силу на территории двух стран - России и Казахстана, передает агентство «Прайм-ТАСС». Позиция Белоруссии пока остается непонятной. По сведениям агентства, белорусский парламента в среду ратифицировали договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, но официального подтверждения этого пока нет.

За сутки до начала работы РСПП организовал конференцию, с представителями бизнеса, таможни, Минэкономразвития, Минпромторга. В ходе мероприятия стало ясно, что с Таможенным союзом все настолько непонятно, что даже на вопрос о дате его функционирования «в полном составе» чиновники отвечают по-разному.

В кулуарах конференции замглавы Минэкономразвития Андрей Слепнев заявил, что с 1 июля новый Таможенный кодекс может заработать в трех странах, если в среду, 30 июня, Белоруссия этот кодекс ратифицирует. «Сейчас Россия и Казахстан ратифицировали этот документ и, по моей информации, сегодня будет рассматриваться вопрос о ратификации в Белоруссии», - передает слова замминистра агентство «Интерфакс».

Договор в обмен на нефть

Судя по всему, Белоруссия намерена объявить решение о своем вступлении или невступление в «союз нерушимых» 5 июля, когда в Астане, где состоится встреча глав государств ЕврАзЭС. «Мы свою позицию выразили. Думаю, вопрос решится 4-5 июля, будет ответ на этот вопрос», - заявил первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко.

По словам Семашко, требования белорусской стороны понятны: Минск согласен подписать договор в обмен на отмену экспортной пошлины на российскую нефть и нефтепродукты. Ясно, что после того, как Россия отменила вывозные пошлины на газ для Украины, которая принципиально не входит в состав Таможенного союза, Белоруссии, на правах «союзника», захотелось того же самого, только по нефти.

Россия также дала понять, что не отклоняла просьбу об отказе от пошлины. Как заявил Слепнев: «Для внутреннего потребления вся нефть и сейчас поставляется в Белоруссию беспошлинно, а для переработки на экспорт - на общих условиях. Было сказано, что мы готовы будем и здесь пойти навстречу и поставлять беспошлинно и эти объемы при условии, что мы формируем единое экономическое пространство, гармонизируем конкурентную среду и макроэкономические параметры». При этом он подчеркнул, что юридически эти требования Белоруссии с Таможенным кодексом никак не связаны.

Атомобили и самолеты

Еще одним камнем преткновения при разработке кодекса стали пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами. В Белоруссии таможенные сборы ниже российских и казахстанских. В связи с этим, с 10 июня в России введен штрих-код для всех временно ввозимых на ее территорию автомобилей из Белоруссии. Такое решение приняла ФТС. Россия пошла на такие меры в связи с тем, что после начала функционирования Таможенного Союза границы между Россией и Белоруссией будут открыты, но правительство Александра Лукашенко не стало унифицировать пошлины на подержанные импортные автомобили с российскими.

В итоге сложилась ситуация, когда в двух странах-союзницах цены на автомобили отличаются коренным образом. Например, пятилетняя иномарка в России стоит в полтора-два раза дороже, чем в Белоруссии. Понятно, что это должно спровоцировать появление тысяч желающих купить машину в Белоруссии «на халяву» и ввезти ее в Россию.

«Если мы сдвинемся со своих позиций, которые заняли в течение предыдущих лет, особенно сегодня, в кризисных условиях, когда мы поддерживаем свой автопром и стараемся развивать свою автомобильную промышленность, то это, мы считаем, нанесет ущерб развитию автопрома в России», - заявил премьер-министр Владимир Путин. То же самое, по его словам, касается и авиапромышленности в России.

Можно и без Белорусии

Кстати, на днях первый вице-премьер Игорь Шувалов официально заявил, что второй этап формирования союза возможен и без Белоруссии. А в воскресенье, 23 мая Владимир Путин добавил к этому, что из-за нерешенности «ряда вопросов» Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана не сможет начать работать в полную силу и с 1 июля, как было объявлено. Накануне закончились трехсторонние переговоры «союзников» в Петербурге, на которых так и не удалось согласовать вопросы «по отдельным параметрам экономического нашего взаимодействия», пояснил премьер. Он перечислил эти позиции: для России - проблематика автопрома, а для Белоруссии - вывозные таможенные пошлины.

В такой непонятной ситуации представители бизнеса, логистических, транспортных компаний, импортеры и экспортеры пытались получить разъяснения у замглавы ФТС Сергея Шохина о том, как им теперь работать. Дело в том, что теперь формально в России действуют уже два Таможенных кодекса. Первый: Таможенный кодекс Таможенного союза, а второй - действующий на данный момент Таможенный кодекс России, который никто не отменял. К этому нужно добавить, что в Госдуме лежит еще и третий документ: проект закона «О таможенном регулировании в РФ», который должен заменить действующий российский Таможенный кодекс.

Шохин ответил весьма смутно, что с 1 июля работает Таможенный кодекс Торгового союза, нормы которого имеют прямое действие. А Таможенный кодекс России действует лишь в части, не противоречащей первому. Затем участникам конференции презентовали текст на 27 листах мелким шрифтом о том, в какой части действующий таможенный кодекс России не действует. Но все вопросы на этих 27 листах не охватишь. «Придется управляться и решать ситуацию в ручном режиме. У нас открывается горячая телефонная линия, можно звонить круглосуточно», - обрадовал бизнесменов Шохин.

--------------------------------------------------------------------------------

Напомним, что договор Таможенного союза трех стан вступил в силу с 1 января 2010 года, но пока ничего кроме проблем на таможне для бизнесменов не принес. Пользы от Таможенного союза пока никакой, зато вреда уже более чем достаточно. С начала года из-за этого договора на российской таможне попеременно застревают разные импортные товары. То обувь, то вино, то электроника, то биодобавки и продукты питания. Все это создает дефицит привычных для россиян товаров на полках магазинов, вызывает ненужный ажиотаж, и делает плохую рекламу Таможенному союзу, который, как оказалось, никому особо не выгоден. svpressa.ru 01.07.10