07.09.05

Таможенные льготы повысили доходность сборки иномарок

В ближайшие два-три года иностранцы вложат в российский автопром $2 млрд. Таков, по мнению Германа Грефа, эффект от снижения пошлин на импортные автокомпоненты для промышленной сборки автомобилей. Это не удивляет экспертов ведь таможенные льготы изрядно повышают заработки автопроизводителей.

В апреле при активном участии Минэкономразвития правительство приняло постановление 166, которое позволяет компаниям, заключившим инвестсоглашения и занятым промышленной сборкой автомобилей, беспошлинно или с 3%-ной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. Иначе пошлина составляет 15%. Предельный срок отверточной сборки для такого проекта 2,5 года. Потом инвестор обязан либо локализовать производство комплектующих, либо отказаться от льготного режима их ввоза. Чиновники Минэкономразвития считали, что это условие сделает выгодной отверточную сборку в стране, а затем и локализацию производства сборку, окраску, производство комплектующих.

По мнению министра экономического развития Германа Грефа, благодаря подписанию постановления в России начался настоящий автобум. Министр напомнил, что четыре инвестора близки к подписанию инвестсоглашений, и сообщил, что еще с шестью ведутся переговоры. Если просуммировать объем инвестиций, который планируют вложить эти компании, то речь идет о $2 млрд , цитирует Грефа Интерфакс . Сами проекты Греф не назвал.

Чиновник Минэкономразвития уточнил, что министр имел в виду инвестсоглашения с Автофрамосом (он планирует собрать 60 000 Renault Logan и уже потратил 230 млн евро), Северсталь-Авто (приступит к лицензионной сборке Ssang Yong Rexton, сумма инвестиций $75 млн), ИжАвто (начал выпуск Kia Spectra за $90 млн) и Таганрогским заводом (выпускает Hyundai, объем инвестиций не известен). На очереди соглашение с Toyota, которая уже начала строить завод (Греф весной оценивал инвестиции в проект в $1 млрд).

Кроме того, утверждает чиновник Минэкономразвития, обсуждать инвестсоглашения в министерство приходили Новосибирский автомобильный завод (недавно начал сборку китайских Chery), GM-АвтоВАЗ , Nissan, а также давно обещающие обдумать свой приход в Россию DaimlerChrysler и Volkswagen. Представители ТагАЗа и Renault это подтвердили. В Toyota, DaimlerChrysler и Volkswagen от комментариев воздержались.

Экспертов такой ажиотаж совсем не удивляет: на сборе иномарок автопроизводители зарабатывают значительно больше, чем на российских авто. К примеру, рентабельность "АвтоВАЗа" по EBITDA составляет 10,4%, а на сборке иномарок в России компании зарабатывают не менее 15% , отмечает аналитик ОФГ Елена Сахнова. А при применении особого таможенного режима доходность этого бизнеса возрастает еще больше. Группа СОК на днях объявила, что ИжАвто за пять лет реализации проекта Kia Spectra, предполагающего использование льгот, рассчитывает получить чистую прибыль в $200 млн, по $40 млн ежегодно. В прошлом году завод заработал всего около $4 млн. То есть проект с Kia позволит нарастить прибыль в 10 раз. А по словам представителя Северсталь-Авто , без льгот реализация проекта Rexton на первом этапе была бы нерентабельна.

С 2002 г. совокупные инвестиции в сборку иномарок (Ford, GM-АвтоВАЗа , Renault Северсталь-Авто и ИжАвто ) составили $1,15 млрд. Наибольшие пока у GM-АвтоВАЗа , вложившего $338,2 млн на момент запуска завода и еще $195,7 млн дополнительно. Но эксперты предупреждают о рисках, связанных с нынешней политикой правительства в автопроме. В Китае когда-то были большие льготы по сборке, и зачастую наряду с крупными автоконцернами возникали компании-однодневки, которые пользовались льготами, а потом сворачивали производство. Ведь больших инвестиций крупноузловая сборка не требует , рассказывает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Под иностранными инвестициями Греф имеет в виду и проекты "ИжАвто" и "Северсталь-Авто". Но ни Kia, ни Ssang Yong в них не вкладываются, а инвестиции российских компаний относительно невелики , замечает сотрудник одного из российских автозаводов.

Ведомости 07.09.05